ВВС России: история развития и актуальный состав. День Военно-воздушных сил РФ. Досье Главнокомандующий военно воздушными силами

Заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации - командующий Военно-воздушными силами. Генерал-лейтенант.

Андрей Юдин родился 2 апреля 1962 года в городе Армавир, Краснодарский край. После школы до 1983 года учился в Армавирском высшем военном авиационном училище летчиков. По окончании училища являлся летчиком, старшим летчиком, командиром звена Прибалтийского военного округа. Позднее окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина.

В 1989 году Юдина перевели в Западную группу войск на должность Командира звена истребительного авиационного полка. В декабре того же года назначен заместителем Командира авиационной эскадрильи 16-й Воздушной армии.

С 1996 года на протяжении двенадцати лет являлся Командиром авиационной эскадрильи, заместителем Командира истребительного авиационного полка, Командиром истребительного авиационного полка, заместителем Командира дивизии, Командиром дивизии противовоздушной обороны Дальневосточного военного округа. В 2008 году стал слушателем Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2010 году Андрей Вячеславович назначен Начальником Управления боевой подготовки Военно-воздушных сил. Со следующего года занял должность заместителя Командующего войсками командования ВВС и противовоздушной обороны Восточного военного округа.

С мая 2012 года являлся Командующим войсками командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Южного военного округа. Через два года указом Президента Российской Федерации командующему войсками объединения ВВС и ПВО ЮВО Генерал-майору Юдину Андрею Вячеславовичу присвоено очередное воинское звание Генерал-лейтенант. За многолетнюю добросовестную службу удостоен звания «Заслуженный военный летчик России».

Андрей Юдин с сентября 2015 года занимает пост Командующего Военно-Воздушными Силами - заместителя Главнокомандующего Воздушно-космическими силами России.

Женат, имеет троих детей.

Награды Андрея Юдина

Орден Жукова
Орден «За военные заслуги» (10 декабря 2013 года);
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени;
Медаль «За отличие в воинской службе» II степени;
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»;
Медаль «За отличие в военной службе» I, II и III степени;
Медаль «Стратегическое командно-штабное учение «Кавказ 2012»
Медаль «За участие в военном параде в День Победы»;
Медаль «200 лет Министерству обороны»;
Медаль «За службу в Военно-воздушных силах»;
Медаль «100 лет военно-воздушным силам»;
Медаль «За возвращение Крыма».

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации.

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них — в завершающей стадии.

Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2019 году.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112 , которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35 , его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ТАСС-ДОСЬЕ. Ежегодно 12 августа в Вооруженных силах (ВС) РФ отмечается День Военно-воздушных сил (ВВС, с 2015 г. входят в состав Воздушно-космических сил, ВКС).

Памятный день был впервые установлен указом президента РФ Бориса Ельцина от 29 августа 1997 г., отмечается в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 31 мая 2006 г.

С 2015 г. в сообщениях Минобороны упоминается как День Воздушно-космических сил, однако документ, который фиксировал бы смену названия, официально не публиковался.

Дата празднования выбрана в связи с тем, что 12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 г. приказом номер 397 по Военному ведомству Российской империи все вопросы воздухоплавания в армии были сосредоточены в Главном управлении Генерального штаба и вводилось штатное расписание воздухоплавательной части этого управления (ее возглавлял генерал-майор Михаил Шишкевич). Приказ был выпущен согласно повелению императора Николая II от 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1911 г.

Из истории российских ВВС

К концу 1991 г. ВВС СССР насчитывали 211 авиационных полков и более 14 тыс. самолетов, в том числе около 7 тыс. боевых. После распада СССР в состав ВВС России вошли порядка 10 тыс. 600 самолетов (из них около 4 тыс. 500 боевых) и около 65% личного состава бывших ВВС СССР.

В 1998 г. в состав ВВС РФ были включены войска противовоздушной обороны (ПВО, ранее - отдельный вид ВС), при этом общая численность ВВС и авиации ПВО сократилась по сравнению с 1991 г. с 281 до 102 авиаполков. В 2003 г. состав ВВС пополнила армейская авиация (ранее - самостоятельный род войск в составе Сухопутных войск).

В ходе армейской реформы 2009-2010 гг. ВВС РФ перешли к новой организационной структуре. Вместо пяти армий ВВС и ПВО были сформированы четыре оперативных командования, вошедшие в состав военных округов. 37-я воздушная армия превратилась в командование дальней авиации, 61-я воздушная армия - в командование военно-транспортной авиации, а командование специального назначения ВВС и 1-й особый корпус ПВО, отвечавшие за противоракетную оборону, - в оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны. Авиаполки и авиадивизии были переформированы в авиабазы 1-го и 2-го разрядов.

1 апреля 2011 г. в состав ВВС РФ вошла авиация Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 2015 г. командования были переформированы обратно в армии ВВС и ПВО, началось переформирование авиабаз в авиационные дивизии, бригады и полки.

1 августа 2015 г. ВВС и Войска воздушно-космической обороны (ВКО) были объединены в новый вид Вооруженных сил РФ - Воздушно-космические силы (ВКС). При этом из состава ВВС были выделены в новый род войск Войска противовоздушной и противоракетной обороны. Кроме того, в составе Северного флота сформирована 45-я армия ВВС и ПВО.

Текущее состояние

Всеми структурными подразделениями ВВС РФ руководит Главное командование. Ему непосредственно подчинены авиация, зенитно-ракетные, радиотехнические и специальные войска. В состав авиации ВВС входят дальняя, военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация.

Объединения ВВС России:

  • 4-я Краснознаменная армия ВВС и ПВО в составе Южного военного округа (штаб в Ростове-на-Дону);
  • 6-я Ленинградская Краснознаменная армия ВВС и ПВО в составе Западного ВО (Воронеж);
  • 11-я Краснознаменная армия ВВС и ПВО в составе Восточного ВО (Хабаровск);
  • 14-я Краснознаменная армия ВВС и ПВО в составе Центрального ВО (Екатеринбург);
  • 45-я армия ВВС и ПВО Северного флота (Североморск);
  • Командование военно-транспортной авиации (Москва);
  • Командование дальней авиации (Москва).

Среди частей центрального подчинения ВВС - научно-исследовательские учреждения, испытательные и учебные центры, в том числе Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (Воронеж).

Техника и вооружение

По данным открытых источников, в составе ВВС РФ находится более 1,8 тыс. самолетов, включая свыше 800 истребителей (Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации), около 150 ударных самолетов (Су-24М и их модификации, Су-34), порядка 200 штурмовиков (Су-25), 150 учебно-тренировочных самолетов (Як-130 и др.), около 70 стратегических бомбардировщиков (Ту-95 и Ту-160) и более 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Кроме того, ВВС насчитывает около 400 военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков, а также более 20 "летающих радаров" - авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-50У. Еще около 400 самолетов находятся на хранении.

ВВС также имеют на вооружении порядка 1,5 тыс. ударных, многоцелевых и транспортно-десантных вертолетов (Ми-28, Ка-52, Ка-50, Ми-24, Ка-35 и др.).

По информации российского военного ведомства, в 2016 г. ВКС получили 139 летательных аппаратов. Были отремонтированы и модернизированы два сверхзвуковых стратегических бомбардировщика Ту-160, два стратегических бомбардировщика Ту-95МС. Уровень оснащенности ВКС современными вооружениями был доведен до 66%, исправность авиации составила 62%. Показатель годового налета по сравнению с 2015 г. вырос на 21%. Ожидается, что в 2017 г. ВКС получат 170 новых и модернизированных самолетов и вертолетов. Всего в соответствии с госпрограммой вооружения до 2025 г. парк авиатехники ВКС должен обновиться на 80-90%.

Продолжаются испытания истребителя 5-го поколения Т-50 (ПАК ФА), его принятие на вооружение и начало поставок в строевые части ВКС ожидается в ближайшие годы. На 2018 г. намечен первый полет нового самолета дальней авиации Ту-160М2.

22 декабря 2016 г., выступая на расширенном заседании Коллегии Минобороны, глава ведомства Сергей Шойгу заявил, что действия ВКС переломили ход борьбы с терроризмом в Сирии. На тот момент российская авиация совершила 18,8 тыс. вылетов, нанеся 71 тыс. ударов по инфраструктуре террористов. Боевой опыт в Сирии получили 84% летного состава ВКС. В Сирии были апробированы многоцелевой истребитель Су-30СМ и фронтовой бомбардировщик Су-34, ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52.

Пилотажные группы

В состав ВВС РФ входят пилотажных групп: "Русские витязи" (Су-27), "Стрижи" (МиГ-29), "Соколы России" (Су-27, Су-30 и Су-34), "Крылья Тавриды" (Як-130) и "Беркуты" (Ми-28Н).

Главнокомандующие ВВС России

  • Генерал армии Петр Дейнекин (1991-1998).
  • Генерал армии Анатолий Корнуков (1998-2002).
  • Генерал армии Владимир Михайлов (2002-2007).
  • Генерал-полковник Александр Зелин (2007-2012).
  • Генерал-лейтенант, с 2014 - генерал-полковник Виктор Бондарев (2012-2015).
  • С 2015 г. командующий ВВС России - заместитель главнокомандующего ВКС России - генерал-лейтенант Андрей Юдин; главнокомандующий ВКС России - генерал-полковник Виктор Бондарев.

Бондарев Виктор Николаевич – командир 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени штурмового авиационного полка имени Ф.Э. Дзержинского 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, полковник.

Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое ныне Петропавловского района Воронежской области. Русский. В 1977 году окончил среднюю школу в Новобогородицком.

С августа 1977 года – в Военно-воздушных силах СССР. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова. С 1981 служил в 44-м учебном авиационном полку, который обеспечивал учебный процесс Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков (станция Калманка Алтайского края): лётчик-инструктор, старший лётчик, командир звена. В 1989 году направлен на учёбу в академию.

В 1992 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. С 1992 года служил в Борисоглебском учебном центре подготовки лётного состава: старший штурман, командир эскадрильи. Затем проходил службу командиром штурмовой авиационной эскадрильи, заместителем командира, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года - командиром 899-го гвардейского штурмового авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированного на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области.

Участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе в ходе первой и второй чеченских войн. В первой чеченской войне совершил свыше 100 боевых вылетов. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев у села Шатой огнём с земли был сбит самолёт одного из лётчиков полка. Тогда В.Н. Бондарев подавил зенитные средства боевиков и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика. В период второй чеченской войны совершил свыше 300 боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований.

Указом Президента Российской Федерации № 709дсп от 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, полковнику Бондареву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С ноября 2000 по 2002 год – заместитель командира 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО (город Воронеж). В 2004 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. С июня 2004 года – командир 105-й смешанной авиационной дивизии. С мая 2006 года – заместитель командующего, а с июня 2008 года – командующий 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск).

С 17 июля 2009 года – заместитель главнокомандующего, с 15 июля 2011 года – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего, а с 6 мая 2012 года по 1 августа 2015 года – главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. С 1 августа 2015 года по 26 сентября 2017 года – главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации.

Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25 и другие. Имеет общий налёт более 3000 часов. Был допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях. 9 мая 2015 года во время авиационной части военного парада в Москве в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне пилотировал самолёт Ту-160.

26 сентября 2017 года освобождён от занимаемой должности и уволен с военной службы. До этого 19 сентября 2017 года в качестве представителя от исполнительного органа государственной власти Кировской области назначен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 27 сентября 2017 года утверждён в должности председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Живёт и работает в Москве.

Воинские звания:
генерал-майор (2005);
генерал-лейтенант (9.08.2012);
генерал-полковник (11.08.2014).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2016), Мужества (4.01.1995), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (6.01.1995), а также орденами и медалями иностранных государств.

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2010).

Кандидат технических наук.

12 августа Военно-воздушные силы России отметили столетний юбилей. О сегодняшнем дне и перспективах одного из видов Вооруженных Сил РФ рассказал его главнокомандующий – заслуженный военный летчик, Герой России генерал-лейтенант Виктор Бондарев .

– Виктор Николаевич, ВВС за вековую историю прошли разные этапы развития. Чем характерен нынешний период, позволяет ли он с оптимизмом смотреть в будущее?

Оптимизм есть. Сейчас в Военно-воздушных силах отсутствуют проблемы в проведении боевой подготовки. Мы имеем практически все, что необходимо для интенсивной боевой учебы, начиная от авиационного керосина и заканчивая средствами на ремонт и обслуживание авиационной техники. Поступает новая авиатехника. Такого очень давно не было.

На протяжении трех-четырех лет постоянно идет повышение среднего налета у пилотов, особенно молодых. Мы считаем самое важное – это подготовка молодежи, а потому сил и средств на нее не жалеем. Дело в том, что послуживший военный летчик на основании накопленного опыта может и с меньшим налетом выполнять учебно-боевые задачи, а вот юному лейтенанту летать и тренироваться надо больше.

Известно: для того чтобы человек почувствовал себя летчиком, его минимальная, как говорится, биологическая норма по налету в год должна составлять не менее 60 часов . У нас же лейтенант в этом году, думаю, будет иметь средний налет 85 часов. Это неплохо. Особенно если вспомнить, что еще лет десять назад ежегодный средний налет в наших ВВС с трудом удавалось поддерживать на уровне 10–12 часов. Те времена и вспоминать не хочется. Но это было – нехватка авиатоплива, недостаток средств на текущий ремонт авиатехники.

Начиная с 2009 года мы стали получать новую авиатехнику. В этом году планируем принять порядка 175–180 новых самолетов и вертолетов . Поступают в авиачасти и средства обслуживания техники. В будущем году получим более 200 новых летательных аппаратов .

Всего же по Госпрограмме вооружения до 2020 года в ВВС поступит более 1000 новых вертолетов и примерно столько же новых самолетов. Таким образом, к 2020 году наш авиапарк обновится практически на 75%, а может быть, даже и больше.

– В прессе периодически поднимается вопрос о дальнейшей судьбе главкомата ВВС. Некоторые говорят, что вскоре он может быть преобразован в департамент Генштаба. Это правда?

Хочу с полной ответственностью сказать: о том, чтобы переформировать главкомат в департамент или другую какую-то структуру, речи не идет. Мне никто такой задачи не ставил и, думаю, никто не поставит. Потому что такой вид вооруженных сил, как ВВС, есть практически в любой стране – пусть это будет, допустим, США или Гондурас. А раз есть ВВС, то должен быть и соответствующий орган управления. Так что пускай не волнуются ветераны военной авиации и те, кто служит в ВВС: главкомат был, есть и будет.

В целом обновленная структура Военно-воздушных сил сформирована. Реформирование Российской армии закончено. Теперь идет только отработка взаимодействия видов и родов войск Вооруженных Сил, повышение качества боевой подготовки.

– Как вы оцениваете процесс создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации? В войсках ждут этот самолет?

Мы тщательно следим за тем, как доводится до серийного производства. Уже сейчас видно, что это действительно машина пятого поколения, самолет будущего. У него очень большие возможности в работе, как по воздушным, так и по наземным целям. ПАК ФА Военно-воздушным силам, конечно, очень нужен.

Иногда в прессе читаешь, что мы отстали в разработке истребителя пятого поколения от американцев. Мол, они уже давно летают на таких машинах. Могу сказать, что мы не отстали. У нас создается самолет мирового уровня, который по ряду показателей значительно превышает возможности заокеанских аналогов.

– Нет тревоги, что не успеют к сроку разработчики радара с активной фазированной антенной решеткой или двигателисты с созданием силовой установки для ПАК ФА?

Особых тревог нет. Я видел данные объективного контроля при работе с новой РЛС, знаю, какие двигатели стоят на ПАК ФА и как они работают. Да, идет отработка новых конструкторских решений, «притирка» в работе разных самолетных систем. Но у меня нет никаких опасений, что этот самолет из-за проблем с двигателем или станцией с АФАР не пойдет вовремя в серию.

Все находится в процессе испытаний, которые как раз и нужны для того, чтобы довести все до логического конца. Думаю, со следующего года мы сможем вместе с фирмой «Сухой» приступить к совместным войсковым испытаниям нового самолета. В том числе его комплексов вооружения.

– С фронтовой авиацией в этом смысле ясность есть. А что с дальней авиацией? Она получит стратегический бомбардировщик нового поколения?

Да, такие машины будут. Уже сформирован облик перспективного авиационного комплекса дальней авиации – . Те стратегические бомбардировщики, которые сейчас находятся на вооружении наших Военно-воздушных сил, я имею в виду Ту-95МС и , – это прекрасные самолеты. Они позволяют решать задачи, которые стоят перед дальней авиацией.

Ту-95 эксплуатируется уже более 40 лет. У американцев, допустим, есть не менее старый Б-52. Но машина с возлагаемыми на нее задачами справляется, и ВВС США от этого бомбардировщика не отказываются. Так же, как и мы от .

Но как бы то ни было, срок эксплуатации любых летательных аппаратов ограничен. Он все равно когда-нибудь заканчивается – через 10–20 или 50 лет. Исходя из этого мы обязаны, готовы и делаем все, чтобы появился новый самолет дальней авиации. И он появится.

Конечно, проще модернизировать машину, чем создать и построить новую. Тем не менее, мы обязаны это делать, чтобы идти в ногу со временем и не отстать от других.

– А если, как говорится, посмотреть за горизонт? Ваши специалисты задумываются над тем, какими будут боевые самолеты шестого поколения?

Тенденции развития средств вооруженной борьбы, в том числе боевой авиации, дают основание полагать, что военные летательные аппараты следующего поколения станут по большей части беспилотными. Это касается и истребителей, и фронтовых бомбардировщиков, и машин стратегического назначения.

Дело в том, что развитие техники, информационных технологий идет такими шагами, что человеку – летчику, оператору уже сегодня приходится порой действовать на пределе своих физических, психологических возможностей. А что будет завтра, на следующем этапе научно-технического прогресса? Человек просто не успевает, он не сможет реализовать все возможности новой авиационной техники следующего поколения. Часть своих функций он уже поневоле передает машине – будь то «искусственный интеллект» или бортовая супер-ЭВМ.

Поэтому и у нас, и за рубежом работы по беспилотной тематике, в том числе по стратегическим беспилотникам, идут полным ходом. Они особо не афишируются. Но мы знаем, что такие проекты разрабатываются и уже получены определенные результаты. То и дело в хронике военных действий в том или ином регионе мира сообщается о точечных ударах беспилотной авиации. Много БПЛА задействовано в операциях, которые проводят американцы и их союзники на Ближнем и Среднем Востоке. Достаточно вспомнить, как недавно один из дальних беспилотников США оказался трофеем иранской ПВО.

– Россия не так давно возобновила полеты стратегических бомбардировщиков на воздушное патрулирование над нейтральными водами Мирового океана. Количество этих полетов не уменьшится?

Ни в коем случае. Мы, наоборот, наращиваем это направление боевой подготовки и число вылетов. Значительно чаще выполняем полеты в зоны воздушного патрулирования над Баренцевым и Черным морями, на Дальнем Востоке. Мы готовим летный состав, отрабатываем определенные маневры, направленные на то, чтобы повысить обороноспособность страны.

– Несколько лет назад наши бомбардировщики совершили впечатляющий перелет в Венесуэлу с несколькими дозаправками в воздухе. Подобные акции еще планируются?

Конечно. Мы прорабатываем эти вопросы – осуществление перелетов в различные регионы мира. Без них нельзя обойтись по одной простой причине, потому что надо тренировать летный состав – экипажи и стратегических бомбардировщиков, и самолетов-заправщиков Ил-78.

Необходимо знать свои возможности: на что мы способны, где у нас узкие, слабые места, в чем, наоборот, сильна наша стратегическая авиация. Любой дальний полет – это не прогулка. В каждом полете добывается столько информации, сколько порой невозможно получить никаким другим способом.

– Каковы перспективы переоснащения военно-транспортной авиации?

Парк ВТА, особенно легких транспортных самолетов, устарел. Ан-24 у нас уже завершили службу. Остаются пока Ан-26. Но они, бедняги, работают столько, что какие-нибудь другие машины, вполне вероятно, и не выдержали бы. Этим самолетам нужна замена. Есть еще средний военно-транспортный Ан-12. Он очень-очень много потрудился.

Аналогичным образом складывается ситуация с парком тяжелых транспортников Ил-76. Они достойно выполняют все задачи, которые на них возложены. Но этот самолет строился в те времена, когда особенно не смотрели на характеристики экономичности.

Что придет на смену ветеранам ВТА? Это легкие турбовинтовые транспортные самолеты Ан-140. ВВС уже закупили две такие машины и продолжат их закупать. Запланированы закупки самолетов Ан-148 и . Что касается Ан-70, то он сейчас выходит на заводские испытания, думаю, успешно сдаст все предстоящие «экзамены» и пойдет в серию.

Естественно, большие планы в отношении обновления парка Ил-76. У нас есть прекрасные двигатели ПС-90, которые в два раза экономичнее тех, что стоят сейчас на этих самолетах.

Гордость и красу военно-транспортной авиации Ан-124 также намечено модернизировать и выпускать в новом облике. Он будет закупаться дополнительно и войдет в линейку ВТА.

– Части ВВС России дислоцируются и за рубежом, в частности в киргизском Канте. Каковы перспективы этой авиабазы?

Никаких вопросов по Канту не возникает. Киргизская сторона заинтересована в том, чтобы российская авиабаза функционировала и дальше. Особенно с учетом планов США в 2014 году уйти из Афганистана. В этих условиях ее значение в системе обеспечения региональной безопасности будет только возрастать. Во всяком случае, даже мыслей о том, чтобы убрать базу из Канта, ни у кого не возникает. База есть и база будет.

– Как идет вооружение зенитных ракетных войск системами С-400?

В этом году мы уже получили два полковых комплекта. Будут еще поступления. Система прекрасная. Перед оснащением очередного полка Концерн ПВО «Алмаз-Антей» вывез ЗРС на полигон. Мы доставили туда личный состав части, которая принимала технику. Провели тренировки, настройку в реальном масштабе времени с созданием определенной мишенной обстановки, проверили готовность людей к несению боевого дежурства. Полк с успехом справился со всеми задачами и сейчас занимает свое место в общей системе ПВО на Дальнем Востоке.

– Работы по зенитной ракетной системе С-500 начались?