Как сшить дагестанский народный костюм. Даргинский женский костюм - история и география - мой дагестан - путь дарго. Традиционные головные уборы

Дагестан насчитывает 72 народности. Представители каждой из них имеют свой собственный национальный костюм, который сложился исторически. На сегодняшний день нередки случаи, когда искусно изготовленные национальные убранства надевают старейшины на торжественные мероприятия. Их носят даже официальные лица.

Национальный костюм Дагестана, благодаря своей красоте и исторической значимости, ценится как старшими, так и молодыми людьми. Они бережно хранятся и передаются по наследству из поколения в поколение.

История костюма

Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий, согласовывались все элементы, все лишнее отсекалось, сохранилось лишь самое доступное, понятное и дорогое людям, которые вкладывали в убранство свое понятие о красоте.

В XIX веке излюбленной и распространенной формой одежды среди женщин были рубахи, похожие на туники. Для девушек они служили и платьем, скрывающим строение фигуры и придающим эффект монументальности. При этом нарядные убранства в крое ничем не отличались от повседневных. Назначение костюмов выражалось с помощью цвета и фактуры ткани.

В XIX-XX веках женщины из богатых семей также носили и отрезные платья, многие фото национального костюма Дагестана являются тому подтверждением. Их шили из дорогих тканей и надевали по торжественному случаю. Подобное убранство могла позволить себе лишь зажиточная женщина, поскольку расход ткани на его изготовление идет немалый.

Помимо этого, в XIX веке широкое распространение получил бешмет - верхняя одежда, похожая на кафтан со стоячим воротом, который постепенно завоевал популярность и любовь среди жителей Дагестана. Позже именно приталенные бешметы стали заменой платью-рубашке. Линия талии служила главной опорной линией, а силуэт выделяли складки и сборки, расположенные ниже пояса. Встречались укороченные и стеганые бешметы на подкладке

Значение деталей

Национальные костюмы были такими разнообразными, что по отдельным деталям одежды определяли, к какой именно национальности принадлежит человек. Также убранство могло рассказать о статусе, возрасте и материальном положении своего хозяина. Но в большей степени это относится к женским нарядам, поскольку мужские были более сдержанны и монотонны. Они лишь отличались некоторыми деталями и узорами.

Хотя у каждой были собственные традиции, язык и особенности в убранстве, однако объединяло их также немало базовых вещей: чухта, платок, рубаха в виде туники, а также бешмет. И если есть вопросы, связанные с тем, как нарисовать национальный костюм Дагестана или отобразить его на фото, тогда все эти предметы одежды должны быть на картинке. При этом отдельное внимание стоит уделить вышивке и орнаментам, которые имели огромное значение в женских нарядах. Узоры (птицы, животные, деревья) зачастую имели сакральное значение, оберегая своих обладателей. Убранство для торжеств украшали вышивкой из серебра, золота и драгоценных камней. Особое место в женских нарядах занимали украшения в виде браслетов, колец и металлических поясов.

О чем говорит цвет

Расцветка национальных дагестанских костюмов также имеет свою символику. Хотя убранства и кажутся слишком яркими, однако доминирующими цветами являются белый, красный и черный. Зачастую белый цвет можно увидеть на праздничных и свадебных нарядах. Красный символизировал благополучие и достаток, а черный говорил о мистике и олицетворял защиту предков. Пожилые женщины чаще всего выбирали одежду в темных тонах, молодые незамужние девушки предпочитали яркие элементы красного, оранжевого, синего или зеленого цвета.

Мужской костюм

Костюмы схожи между собой и практически не отличаются от мужских костюмов других народов Кавказа. Национальное убранство состоит из рубахи, штанов, которые шьют из плотной ткани серого или черного цвета, и черкески (затянутого на талии длинного узкого кафтана без ворота с клинообразным вырезом). Верхняя одежда подобного плана может быть разной длины, а рукава расширены книзу. На поясе черкески раньше мужчины носили пистолет или кинжал.

Мужской национальный костюм Дагестана имеет важную отличительную черту - папаху, которая является символом достоинства и чести. Сбить эту высокую меховую шапку с головы кавказского мужчины значило нанести ему оскорбление, а вот подарок дагестанцу в виде папахи был символом уважения и дружбы.

Мужчины из простого народа носили головные уборы из овчины, а вот представители знати предпочитали папахи из каракуля. Задумываясь, как нарисовать национальный костюм народов Дагестана, не нужно забывать о таких деталях, ведь для них подобные вещи имели огромное значение. Из обуви мужчины предпочитали мягкие сапоги из сафьяна под названием ичиги, они состояли из двух элементов.

Женский костюм

Национальный костюм Дагестана женский имеет различные вариации исполнения. Убранства отличаются разнообразной цветовой гаммой, отделкой, кроем и украшениями. Женская одежда намного больше, чем мужская, сохранила свою самобытность и отражает этнические особенности, обычаи и нравы. Национальный костюм Дагестана, рисунок которого представлен выше, является истинным тому доказательством.

Дагестанская женская одежда разнообразна по используемым материалам, цвету, форме, декору и художественной композиции. Эти характеристики могут указывать на социальное положение обладательницы, возраст и благосостояние.

Традиционные головные уборы

Исторически сложилось так, что головной убор является неотъемлемым атрибутом национального костюма дагестанских женщин. Разнообразные формы и яркие украшения делают его одним из самых интересных элементов убранства, которое указывает на этническую принадлежность и на ее аул. Разнообразие головных уборов горянок отмечали многие путешественники, писатели и ученые. Их можно разделить на три большие группы:

Обувь

Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь. Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей. Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.

Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.

Нагорный Дагестан

Жительницы нагорного Дагестана - аварки, лачки, даргинки - носили длинные платья-рубахи широкого кроя. Поверх надевали пояс-кушак, молодые девушки выбирали для него более яркие цвета, а вот замужние женщины носили пояса более сдержанных оттенков.

Своеобразные платья по бокам женщины заправляли в штаны, сшитые из сатина, ситца или бязи. Платья подворачивались почти вдвое и доходили до колен. Помимо этого они носили специальную шапку - чухту. Она плотно прилегала ко лбу и ниспадала сзади. Сверху надевалось специальное покрывало. Что касалось обуви, то девушки Нагорного Дагестана носили кожаные башмаки с вязаными вставками и загнутыми носами. Это было не только красиво, но и практично. Подобные туфли носились долго и не сбивались о камни.

Южный Дагестан

Национальный костюм Дагестана представительниц отличался яркостью и дороговизной. Главной особенностью убранств являлась многослойность. Девушки надевали шелковые прямые платья, поверх них носились распашные платья-валчаги.

Еще одной отличительной характеристикой нарядов являлось изобилие украшений. Одежду декорировали серебряными и золотыми монетами, драгоценными камнями и вышивкой. В выборе цветов приоритет отдавали красному, желтому, фиолетовому и зеленому цветам. Голову покрывали кружевными платками.

Кумычки, чеченки и ногайки

У чеченок и кумычек традиционными считались распашные платья с широкими длинными юбками. Их украшали искусно изготовленными поясами и двойными застежками. Из головных уборов девушки предпочитали кружевные платочки.

Ногайские костюмы сильно походили на среднеазиатскую одежду. Убранство отличалось наличием крупных орнаментов и украшений из серебра. Женщины отдавали предпочтение стеганным кафтанам-бешметам. На голове молодые девушки носили красивые тюбетейки, а женщины старшего возраста - платки.

Национальный костюм Дагестана является ярким проявлением культуры этого народа. Независимо от отличий, которые связаны с историей различных этносов, но все же в художественном плане всем нарядам присущи одинаковые характерные черты. Возникновение этой одежды своими корнями уходит в глубокое прошлое, когда ее предназначением было абстрагирование своего обладателя от собственного индивидуального начала. Одежда в первую очередь демонстрировала причастность человека к определенному коллективу или жизненной ситуации, в которой он оказался.

Раньше по национальному костюму Дагестана можно было определить возраст человека, его социальное положение, денежные накопления и даже аул, откуда он родом. Сегодня такие костюмы надевают преимущественно на праздничные мероприятия и театральные представления. Однако молодое поколение умеет ценить историческую значимость и красоту национальных нарядов, поэтому костюмы принято передавать из поколения в поколение.

Из истории дагестанского костюма

Национальный костюм Дагестана в том виде, каким мы знаем его сегодня, сложился не сразу. Его история началась еще в Средние века. Мужские костюмы состояли из белой рубашки, темных штанов (серых или черных), бешметов, сапог, папахи из меха и приталенной черкески с газырями.

Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, рукава книзу имели расширение. Ее подвязывали узким ремешком, на который вешали кинжал или пистолет.

Газыри имели колпачки, выполненные из слоновой кости или серебра. В них хранился порох из расчета: один колпачок - один выстрел.

В холодное время года дагестанские мужчины носили бурку из овечьей шерсти, а в качестве обуви – ичиги или сафьяновые сапоги.

Женские костюмы характеризовал относительно свободный крой. Жительницы равнин предпочитали одежду из шелка: рубашка, штаны, платье, красную сафьяновую обувь (из кожи козы), головной платок.

Женщины, жившие в горах, предпочитали широкие длинные платья и штаны с изящным золотым узором на боковинах. В качестве обуви носили чувяк или сапоги, а головной убор в каждой местности несколько отличался. Волосы аккуратно убирали под шапочку-чухту, поверх которой надевалось покрывало, а затем узорчатый платок.

Цвет костюма и разнообразие украшений указывали на социальный статус обладательницы такого наряда, ее материальные накопления и возраст. Молодые дагестанки предпочитали яркие цвета в одежде и ткани с орнаментом, женщины постарше выбирали, преимущественно, одежду темных оттенков.

Особенности национального дагестанского костюма

В Дагестане проживает более семидесяти народностей (аварцы, табасаранцы, кумыки, лезгины, даргинцы и другие), каждая из которых имеет свой костюм. Несмотря на это, всем национальным костюмам Дагестана присущи некоторые общие детали: использование рубах (тунико- и платьеобразных), туник, чухты, чалмы, платков и бешмека.

Эти вещи шились из ярких тканей и украшались узорами или вышивкой (природные орнаменты, животные). Узоры могли нести символическую функцию – выступать в качестве оберега, или эстетическую.

Наряды для торжественных случаев украшались серебром, золотом и драгоценными нарядами. В качестве дополнительных украшений женских костюмов использовались: браслеты, монеты, пояса, кольца.

Доминирующими цветами в костюмах были: белый, черный, красный. Белый цвет считался символом чистоты и использовался во время свадеб. Красный означал благополучие и достаток в доме, черный оттенок имел магический подтекст и символизировал неразрывную связь с предками.

Многослойность – характерная особенность всех дагестанских костюмов. На голову принято было надевать сразу несколько платков, под платье поддевали штаны. В дополнение к наряду использовалось много украшений, считавшихся неотъемлемой составляющей национального образа.

Составляющие женского и мужского наряда

Помимо всех обязательных элементов одежды, костюм дагестанских мужчин включал папаху – головной убор, считавшийся у кавказских народов символом чести. Те, кто имели хороший достаток, красовались в каракулевой папахе, люди простые довольствовались этим же изделием, но из овчины. Сбить папаху с головы считалось оскорблением, а подарить такой головной убор – знаком дружбы.

Отличие женских нарядов в разных районах страны были гораздо сильнее, чем у мужских моделей. Так, на юге Дагестана носили многослойные богато украшенные костюмы. Сначала надевалось шелковое платье прямого кроя, а уже затем валчаг – верхнее распашное платье. Весь костюм украшался золотом, драгоценными камнями, изысканным узором. Излюбленными цветами были красный, фиолетовый, зеленый. На голову повязывали платок из шелка.

Национальные наряды Дагестана сегодня

Современные дагестанские девушки носят приталенные платья, позволяющие подчеркнуть стройный силуэт. В качестве украшений используются драгоценные камни, обувь – на высоких каблуках. Женщины бальзаковского возраста предпочитают свободные платья-балахоны. Цвета, преимущественно, выбирают черные, так как они представляют фигуру в выгодном свете.

Те, кто трудится на полях или занимается хозяйственными делами, выбирают комфортные халаты и меховые жилетки в холодный сезон, тонкие, свободного кроя платья – в теплый

Дагестанские мужчины предпочитают надевать штаны и рубашки, ничем не отличающиеся от одежды каждого современного человека.

Одежда аварцев

Шарфы, башлыки и перчатки,

Из козьего пуха платки,

Жакеты на теплой подкладке

И вязки цунтинской носки.

Расул Гамзатов

Мужская одежда в Аварии была такой же, как у горцев всего Дагестана. Она состояла из нательной рубахи с воротником-стойкой и простых штанов. Поверх рубахи носили бешмет (гужгат ). Что-то вроде современного пиджака или легкой куртки. Зимой к бешмету пристегивалась ватная подкладка. В общем, как вы сейчас носите курточки на синтипоне. Только бешметы были приталенные.

Ну и конечно, черкеска с газырями. Черкеску обязательно перетягивал ремень, на котором висел кинжал. От холодов спасали шубы из овчины: с рукавами, шубы-накидки без рукавов и с длинными ложными рукавами, которые использовали как карманы, меховые безрукавки. Пользовались особым спросом шубы мастеров-скорняков селений Шагода, Ругуджа.

На голову надевали лохматую папаху из овчины. А по торжественным случаям – из каракуля.

«Две вещи должен беречь горец: свою папаху и свое имя. Папаху сбережет тот, у кого под папахой есть голова. Имя сбережет тот, у кого в сердце огонь».

(Расул Гамзатов)

Женщины носили две рубашки – нижнюю короткую и верхнюю длинную. Под рубаху надевали штаны. Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, поэтому ее украшали отделкой.

Пожилые женщины носили платья («гужгат » или «кунта ») темных цветов, а вот молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Нарядные платья хъабал о богато отделывали вышивкой золотой и серебряной нитями по краю юбки, подолу, всему нагруднику и низу рукавов.

Волосы прятали под «чухтIо » (плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос). Поверх чухтIо надевали покрывало «мучIу ».

А сверху мучIу – платки: шерстяные, шелковые, парчовые.

Аварские женщины носили много серебряных украшений: кольца, пояса, серьги, браслеты, а серебряными монетами обшивали наряды. Распространены были так называемые «шумящие» кольца: ободок кольца обрамляли короткими подвесками, монетами, полыми (пустыми внутри) шариками, которые при движении издавали звук. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. К некоторым браслетам ювелиры приделывали подвески-обереги в виде руки или птички.

Одежда аварок отличалась разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. По тому, как женщина надевает платок или платье, по форме и расцветке, по виду шубы, украшениям и даже обуви можно было определить, из какого она селения или общества.

Дидойцы. Самоназвание – «цезы » («орлы»). Веками сохраняют любовь к своей земле, культуре, традициям, могилам предков, передают обычаи из поколения в поколение. Дидойки носили тунико образные платья-рубахи, отрезные по талии платья, расклешенные платья хъабал о и длинные штаны, зауженные к низу. Различного фасона овчинные шубы, узорчатые носки, чухтIо , платки с бахромой, украшения.

Тиндинцы . Самоназвание – «идери ». Женщины носили узкие черные штаны, широкие черные туникообразные платья, шали, шелковые платки, черное чухтIо , украшенное монетами и цепочками. Сверху набрасывали головное покрывало. Платье тиндийки подпоясывали широкой и длинной (иногда до трех метров) кумачовой (красной) повязкой, а в траурные дни – черной.

Генухцы – «гъинузи », «гъинуз », от села Генух (Гъино ) Цунтинского района. Переводится как «место у дороги». Женская одежда состояла из туникообразных платьев-рубах, отрезных по талии платьев, распахнутых у подола, и узких, доходящих до щиколоток, штанов. В холодную погоду женщины носили безрукавки и толстые шали. Шуб и войлочных сапог не носили. Платья подпоясывали широким и длинным матерчатым поясом-повязкой или украшенным серебром широким или узким поясом. Голову покрывали чухтIо , шерстяными и шелковыми платками, привезенными из далеких стран Востока. Украшали себя кольцами, перстнями, браслетами, серьгами, налобными, височными, нагрудными серебряными изделиями кубачинских, лакских и местных мастеров.

Бежтинцы – название происходит от селения Бежта. Раскопки Бежтинского могильника раннего средневековья свидетельствуют о том, что украшения бежтинок своими корнями уходят в глубь веков. Под платье бежтинки надевали брюки-шаровары. Поверх платья повязывали передник, украшенный цепочками из разноцветных бусинок, амулетами, золотыми, серебряными монетами, а также пояса из серебряных монет. Платье хъабало из дорогих тканей застегивалось у пояса несколькими крючками. На голову надевали косынку, а поверх нее – платок.

Арчибцы . Самоназвание – «аршашдиб ». Женщины предпочитали цветные платья, которые подпоясывали дважды пестрым кушаком (поясом) и завязывали спереди узлом, широкие и длинные штаны, войлочную обувь. Праздничные платья бузма были отрезными в талии. На голову надевали мешочек для кос – чухтIо и покрывало.

Платье дополняли серебряные, медные нагрудные украшения, пряжки к поясам. ЧухтIо украшали монетами.

Ахвахцы . Самоназвание – «ашвадо ». Женщины носили рубахи, нарядные платья типа «полуша » и хъабал о, безрукавки, чухтIо , платки и теплые шали, узкие и длинные штаны. Ткани для нарядных платьев выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные. Носили бусы, серебряные изделия, височные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями. Волосы заплетали в две косы – символ мужчины и женщины.

Каратинцы . Самоназвание – «кIкIарди ». Каратинки носили туникообразные платья-рубахи, отрезные по талии, а также распашные платья, которые подпоясывали длинной матерчатой повязкой-поясом. Голову покрывали чухтIо , головными покрывалами, шерстяными и шелковыми платками. Носили узкие и длинные штаны.

Костюм дополняли бусами, серебряными кольцами, перстнями, браслетами, налобными, височными, нагрудными украшениями. Камни в украшениях были разнообразны: сердолик, аметист, агат, бирюза, коралл, яшма.

Андийцы . Самоназвание – «гъваннал », «анди », «андал ». Женский костюм состоял из туникообразного длинного платья на кокетке – квано , шаровар – ошхъоги , различной обуви, включая кожаные сапожки. Завершался головным убором – андийским чухтIо в форме полумесяца, надеваемого «рогами» вниз. Лобную часть чухтIо украшали ярким золотым шитьем или парчовой тканью. Верхнеандийки заворачивались в большое, как плед, белое покрывало – кIази ; нижнеандийки носили черный платок без чухтIо .

Хваршины . Самоназвание – «атлилько, акьилко », от названия села Хварши. Женщины поверх белья надевали свободное по крою платье, а молодые – отрезное, присборенное или в складку. Подпоясывались в два оборота трехметровым матерчатым поясом с опущенными концами. Волосы прятали под чухтIо с кожаной планочкой на темени для крученых височных колец. Удлиненная часть чухтIо сзади не зашивалась, а просто свисала, как фата. Молодые носили чухтIо темных цветов, по низу отделанную широкой красной полоской. И платки-покрывала разных цветов. Обувь – прошитые цветной шелковой строчкой сафьяновые сапожки, носок и задник которых украшали серебряными монетами. Из монет шили нагрудник титино .

Багулалы . Самоназвание – «багу-лал » («богатыри, питающиеся сырым мясом»). Костюм багулалки состоял из черного платья, темных штанов, черного чухтIо с парой височных колец, красного пояса, вязаных носков с кожаной подошвой. Часто багулалки набрасывали на спину теплую шаль вместо безрукавки или шубы. Как украшение носили изделия из драгоценных металлов. Свадебная одежда отличалась дорогими тканями и обилием серебряных и медных украшений.

Ботлихцы . Самоназвание – «буйхади ». Женщины носили нательную рубаху, платья в талию, штаны, головной убор кIаштIа , платки с кистями. «Рогатое» чухтIо отличалось особой формой. В праздник поверх рубахи надевали хъабало – отрезное шелковое платье с рукавами с разрезом у локтя. Многочисленные украшения оберегали женщину и привлекали изобилие.

Чамалалы – «чама-ига» («сухая курага»). В женских нарядах преобладали темные платья, матерчатые пояса, штаны, шубы овчинные, чухтIо .

Женщины украшали себя налобной цепочкой из серебра или меди, носили кольца, серьги, подвески, бусы, монеты, шейные цепочки. Вышивки из цветных тканей (аппликации), широкие пояса ярких цветов выполняли эстетические и магические функции.

Гунзибцы – «гьунзаль, энзеби, унзо, хунзалис ». Женщины носили платье-рубаху, подпоясанную матерчатым поясом, штаны, чухтIо , платок, теплую шаль, длинные, толстые шерстяные свитера. Шуб и телогреек не носили. В любое время года они носили вязаные узорами пестрые шерстяные сапоги. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески, нагрудные украшения. С детства отпускали волосы, собирая в две косы, под платком носили чухтIо .

Годоберинцы . Название села Годобери переводится как «вороний глаз», потому что жители были меткими стрелками. Самоназвание – «гъибдильи ». Женщины надевали платья-рубахи хелу , платья в талию – тегела , штаны барта , головной убор букIру кIаштIа. КIаштIа украшалась монетами, а по бокам – крупными и тяжелыми нашивными кольцами. Носили серебряные пояса, бусы, браслеты, кольца. Сверху накидывали платок кIази. Тахабалъи – кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. Как свадебный наряд невесте надевали безрукавку-жилет – кереса . Передние полы безрукавки богато обшивали серебрянными монетами (от 50 до 100). Такое дорогое приданое передавалось по наследству от матери к старшей дочери. Пожилые женщины в знак траура носили пояс ракъичил .

Красота – берцинлъи

Волос – рас

Брюки – тIажу

Папаха – тахтадул тIагъур, бухаритIагъур

Платок – квархьи, кIаз, шал

Косынка – лъабокIонаб тIадагьаб кверлъин, кIатIи

Рубашка – гурде

Воротник – габур

Носки – бихьиназул щватаби

Платье – ретIел, ретIел-кун

Ткань – ххам

Шуба , дубленка – тIимугъ, хъабарча

Варежки – квердаххелал, гвадачал

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора

История аварцев Они в горах живут высоко… И выше всех вершин Востока Считают собственную честь. Расул Гамзатов Аварцы (магIарулал – горцы) и четырнадцать родственных им небольших народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы,

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Поселения аварцев Дом родной мой выше гор, Он дороже мне всего. Неба синего простор - Крыша дома моего. Расул Гамзатов Поселения предгорной части Аварии располагались на северных склонах Гимринского и Салатавского хребтов. Здесь были прекрасные пастбища и

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

1. Одежда Вопрос о том, появилась ли одежда людей вследствие пробудившегося чувства стыдливости или чувство стыдливости появилось в результате ношения одежды, на недавних диспутах был решен в пользу последнего утверждения. Это не просто теория, это подтверждено фактами;

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

Одежда Считалось, что партизаны должны обеспечивать себя одеждой в районах проведения своих операций. Поставка одежды по воздуху осуществлялась в отдельные районы, такие как, например, Крым, или была ограничена отдельными предметами одежды, которые партизанам было

Из книги Повседневная жизнь Кремля при президентах автора Шевченко Владимир Николаевич

Одежда В советские времена, даже если и не хотелось одеваться, как все, это мало у кого получалось. Члены Политбюро носили вещи одинакового цвета и одного покроя. На мавзолее они все стояли в серых плащах и серых шляпах. Зимой появлялись одинаковые воротники и ондатровые

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Одежда На многолюдных улицах, где в элементах зданий переплетаются различные архитектурные стили Египта и Месопотамии, люди одеты в пестрые одежды. Библия о них упоминает лишь случайно. Изначально люди не скрывали свою наготу. После изгнания из рая они прикрылись лишь

Из книги Военный Петербург эпохи Николая I автора Малышев Станислав Анатольевич

Одежда Основным цветом русских мундиров с петровских времен был темно-зеленый, но после наполеоновских войн он постепенно становился все более темным, почти черным. Горнист и обер-офицер Л.-гв. Финляндского полка в 1833–1843 гг. В.Г. Строганов, поручик Кавалергардского

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ОДЕЖДА Как и во многих других отношениях, литература и археология говорят нам об одежде состоятельных членов общества, а не о том, что носили обычные люди. Универсальной повседневной одеждой германцев в железном веке был «сагум» или короткий плащ: он служил будничной

автора

Одежда Но прежде чем окунуться в водоворот светской жизни, необходимо было запастись достаточным количеством костюмов, для того чтобы соблюдать светский «дресс-код». Лексиконы хороших манер напоминали, что «мужчины являются на завтрак в сюртуках. Жакет допускается

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Одежда В XVIII веке купцы носили традиционную русскую одежду, зато жены их и дочери красовались в самых модных европейских нарядах. Это была продуманная стратегия: мужчина выглядел респектабельно и внушал уважение, женщина была его витриной, где он демонстрировал свое

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Одежда Древние могилы и бабушкины сундуки Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для

Основа женского костюма большинства народов Дагестана - комплекс из штанов (узкие или широкие), нижней рубахи, верхнего платья (цельнкроенное, туникообразное или отрезное), платка (или иного головного убора), вязаных чулок, чувяков.
Даргинки практически НЕ НОСИЛИ: платье "полушу" (распашное платье чуть ниже колена, надевающееся поверх цельнокроенного) и архалук (женский вариант бешмета)
Даргинский костюм ОТЛИЧАЕТСЯ: необычным белым покрывалом "каз", уложенным вокруг головы и свисающим низко на шею, плечи и грудь.

Уменьшено на 90% (785 x 584) - Нажмите для увеличения

Штаны: узкие в шагу, стандартного кроя (бывают и широкие, широкие шьются из двух полотнищ, соединенных в центре ластовицей). Даргинки носили штаны из красивой ткани, на них шло по 3-4 метра материи, штаны виднелись из-под платья на 20-30 см. Низ штанин обрабатывался тесьмой и красивой вышивкой.

Уменьшено на 90% (785 x 613) - Нажмите для увеличения

Под платье надевалась рубаха из простой ткани; сверху - платье, цельноскроенное, из более дорогой ткани. На нарядные платья шли тафта, шелк, парча, шерстяные ткани. Повседневное могло быть из хлопка.
Платье кроилось как рубаха: туникообразным (перед и спинка из одного отреза, перекинутого через плечи), с плечевыми швами и V-образным вырезом, или отрезным по талии (кроится лиф и юбка и спинка по отдельности) В целом силуэт напоминал трапецию.

Неизменным элементом женского костюма народов Дагестана являлся кушак: длиной от 2 до 5 метров, он несколько раз оборачивался вокруг талии или бедер. У даргинок кушак традиционно был белого цвета - однако мог быть любым, в тон штанов. Кушак мог быть заменен кожаным или металлическим поясом:

Здесь же смотрим принцип укладки типичного белого покрывала - "КАЗ", сейчас такие бытуют у кубачинок. Традиционно белое покрывало украшалось вышивкой красной, зеленой, черной, коричневыми шелковыми нитками - "крестиком". Такие покрывала - визитная карточка даргинского женского костюма:

Уменьшено на 93% (763 x 785) - Нажмите для увеличения

Еще один оригинальный элемент, сохранившийся не во всех национальных комплектах женского костюма - передник. Его изначальный смысл - защита женщины от дурного глаза, потому (как и на всяком магическом предмете с охранной функцией) на него нашивались обереги: монеты, металлические подвески, украшения. Если это всё было недоступно - передник украшался вышивкой. Самым распространенным магическим орнаментом Дагестана считался трезубец, или по-другому - рука с направленными вниз растопыренными пальцами: эта рука должна была уберечь от болезней, бед и сглаза. Поскольку верхняя часть платья (горловина, плечи) были скрыты платком, вся орнаментальная нагрузка ложилась именно на передник.

В той или иной степени женский костюм других этносов Дагестана можно выводить из даргинского костюмного комплекса. Однако, у кумычек, аварок, лезгинок, каратинок и др. чаще встречались платья распашные, отчего силуэт костюма оказывался совершенно иным. К тому нельзя провести совершенно четкое деление этносов в зависимости от силуэта платья: везде встречаются исключение. Единое правило, действующее во всех районах Дагестана - это возрастное деление. Яркие ткани использовали на платья молодые девушки, замужние женщины носили спокойные тона, одноцветные материи, а пожилые предпочитали черный, синий и коричневый цвет.

При подготовке материала использовалось издание:
Р. Гаджиханова "Дагестанский костюм"; Махачкала, 2010

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм газырями бешмет папахи в непогоду надевали башлык ичиги Черкеска кинжалом , иногда и пистолетом бурку андийские бурки

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности.

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями , раньше под черкеску надевали бешмет . Длина черкеска могла быть разной - до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык , он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги , состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом , иногда и пистолетом . На Кавказе папаха - это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку - оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки , их войлок был с изнанки гладкий, снаружи - с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару - прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.

Женская одежда

Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.

Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые - из более ярких тканей или с рисунком.

Нагорный Дагестан

Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана - аварок, даргинок, лачек - составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.

Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чохта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало - кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.

В чохто аварок - гидатлинок, багулалок, андиек - налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца - одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо - и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога - символ плодородия. Поверх него надевали покрывало.

А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин - крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки . Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.

Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны.

Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.

кубачи

Характерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые - темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье - рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны.

В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.

Обувь могла быть кожаная, вязаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах - носок не отбивался. Одновременно это было еще и очень красиво.

Южный Дагестан

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана , основное отличие их - многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместо верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.

Кумычки и чеченки

В Дагестане платье - къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире - у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным - так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние - узкие, по руке на манжете, и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки - тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.

Как вариант къабалай появилось платье - бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.

Ногайки

Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет , молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины - платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.

Казачки

Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове - белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово - посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, - это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам.

Ну а где же можно купить настоящие дагестанские наряды? Ведь модные бутики предлагают коллекции, в которых нет и намека на национальные мотивы. Ответ очевиден: надо шить! Тем более что у нас в республике нет недостатка в одаренных творческих личностях.