Сценарий осенних посиделок для взрослых. «Капустная вечерка», Сценарий проведения народных посиделок Сценарий капустный рай для взрослой аудитории

Сценарий «Учительские посиделки»

Учительские посиделки «Жить здорово»

Звучит марш:

Ведущий 1: Добрый вечер, страна!

Ведущий 2 : Да, действительно, у нас прекрасный, добрый вечер. Посмотри, какие все сидят добрые и весёлые.

Ведущий 1: Это что там за марш?

Ведущий 2: Да это наши учителя почую конец года решили вместе отдохнуть и повеселиться.

Ведущий 1: Класс!

Выход учителей: МО нач школа

Командир: Отряд! Стой! Равнение на зал!

1.Уменя растут года,

Стало мне семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем мне заниматься?

2.Вставай, иди, гудок позвал,
и мы приходим на базар,

торгуй, не спи, общайся,

Быстрей обогащайся!

3.Челноку хорошо,

А брокеру –лучше,

Я бы в брокеры пошёл,

Пусть меня научат.

Сработать деньги мудрено,

Сначала ты берёшь бревно.

И покупаем-продаём!

Лопатой денежки гребём!

4.Брокером хорошо,

рэкетиром лучше.

Я бы в мафию пошёл,

Пусть меня научат!

У меня крутая стрижка,

И одет я по фирме,

Накачал стальные мышцы,

И никто не страшен мне!

5.Рэкетиром хорошо,

А моделью лучше!

Я в модели бы пошла,

Пусть меня научат!

Мне не надо напрягаться,

Знать одно лишь-улыбаться,

В форме талию держать,

6.Быть моделью хорошо,

А в стриптизе лучше,

Может лазать на шесты

Меня физрук научит?

Я по сцене покручусь,

Может и озолочусь!

7.Ну, в стриптизе хорошо,

А депутатом лучше!

Я в парламент бы пошёл,

Пусть меня научат.

Стану в Думе заседать
и законы принимать,

Буду жить на новой даче,

В «Мерседесе» разъезжать!

8.Депутатом хорошо,

А педагогом лучше,

Я б учителем пошёл,

Пусть меня научат.

Вставай, иди, звонок зовёт,

Веселье-не заплачешь,

И ты всегда в кругу детей,

Вот только мало платят.

Ведущий 2: Дорогие коллеги мы сегодня поговорим о школе и в шутку и в серьёз .

Ведущий 1: На нашу горячую линию поступила следующая информация:

В программу обучения в новом тысячелетии будут внесены дополнительные предметы:

    химия органически не перевариваемая;

    физика мягкого тела;

    история КПСС в анекдотах;

    английский с сурдопереводом;

    будущему брокеру - алгебра на пальцах.

Ведущий 2: Все эти предметы будут включены в промежуточную и итоговую аттестацию половой зрелости.

Ведущий l-й: Не для кого ни секрет, что без школьного учителя не было бы и учеников. И наоборот: что делали бы несчастные дети, с горящими от жажды знаний глазами, если бы их не кому было учить?

Ведущий 2-й: Итак, мы не можем обходиться друг без друга, все мы единое целое, но каждый из нас имеет свое, неповторимое лицо.

Ведущий l-й: Послушайте данные Статистического Отдела из школы - № 46.

(Выходят учитель и ученик) МО русск яз

Учителя об учениках:

Если школьников взять сто процентов, и затем поделить их конкретно, то:

15 из 100 - хулиганы и еще 25 пофигисты;

10 -это стабильно – болваны; 5 -способные, но эгоисты;

28 –лентяи; 5 - обманщики и негодяи.

10 - вовсе ни мясо, ни рыба: уж пришли на урок, так спасибо...

5 % выходит в остатке - вот поэтому в школе несладко.

Ученики об учителях:

Если всех на земле педагогов оценить справедливо и строго, то:

Считаем процентов 15 - очень нервные и психопаты, а еще 18 - фанаты: им бы только в тетрадках копаться.

19% - капралы, круче строят нас, чем новобранцев, а еще 25 - доставалы.

Ну а 8 - так просто - заслуженные учителя.

Плюс 15 -ни мясо, ни рыба: уж пришли на урок - так спасибо.

Ничего не выходит в остатке - вот поэтому в школе - несладко.

Ведущий l-й: Да, много проблем в современной школе. Не так то просто поддерживать там благоприятный психологический климат.

Ведущий 2-й: Директору, завучам, одним словом – администрации иногда приходится “попотеть”.

Администрация

Алло, алло! -Вот наказанье! -Вас беспокоит гороно. Вы план по самовоспитанью Должны нам сдать давным-давно!

Я ожидаю указаний снова,
И к чёрту личные дела!
В нём сто страниц и диаграммы,
И все учебные программы,
А в остальном, высокое начальство,
Всё хорошо, всё хорошо!

Алло, алло, туда ли я попала?
Звонит санастанция, скажи
Вы отчитайтесь по журналам,
Проведены ль инструктажи?

Всё хорошо, я записала
Про язву, грипп, холеру, СПИД
Что-что? Опять? Неужто мало?
Тогда добавим гепатит!
Не сомневайтесь, всё в порядке,
Мы даже делаем зарядку,
Ведь наш девиз – в здоровом теле
И дух здоровый должен быть!

Равняйся, смирно! Это срочно!
Майор милиции звонит
Сказать должны вы очень точно,
Кто в этот час ещё не спит!

Всё хорошо, едва ли лучше будет
Я постаралась, как могла
Когда-нибудь «Спасибо» скажут люди!
Всех по домам разогнала!
Все дискотеки обошла я-
Моих там нет. Я точно знаю!
Но я хочу домой – там муж и дети! –
А в остальном всё хорошо!

Как хорошо, что вы не спите!
А мы проводим соцопрос
Ну, как ваш день прошёл, скажите,
Ответьте прямо на вопрос

Ну, вот, опять мне нет покоя!
А вам неймётся, я гляжу
Кошмар, да что ж это такое?!
Хотя извольте, расскажу

От знаний я вхожу в экстаз
И становлюсь умнеё в сто раз
-Уже три ночи не спала,
И к чёрту личные дела!
-Какие надо – ты скажи,
Я проведу инструктажи
-Я постаралась, как могла,
Всех по домам разогнала
_-Здесь не поможет и ОМОН
Не будет штурм, так будет шмон!
-А завтра день, и он ничуть не лучше,
А в остальном всё хорошо!

Ведущий 2 Но, несмотря на их старания, многие учителя страдают целый год.

Ведущий l-й: Да, страдать им порой доставляет удовольствие - был бы повод. В школе № 46 страдают парами, группами, поодиночке. И даже целым коллективом - что поделать - ведь подавляющее большинство педагогов женщины, и это их стихия.

"Учительские страдания”. МО математиков

Частушки

Я не знаю, как мне быть,

Сколько можно мучиться.

Я хочу детей учить,

Да они не учатся.

Я диктант продиктовала,

Очень торопилася,

Как работы прочитала,

Так и прослезилася.

На урок иду я смело,

Не боюсь учеников.

Если брошу это дело –

Будет больше дураков.

На горе стоит сосна,

Под горою вишня.

Наша школа хороша!

И фасадом вышла.

Перед школой трын-трава,

Не растут цветочки

Хоть их сеют каждый год

В этой модной точке.

Утром в школу прихожу

Свежая, холёная.

А из школы ухожу

Синяя-зеленая!

Утром в школу я иду:

Кудри так и вьются!

Семь уроков отведу –

Ноженьки не гнутся!

Ходит завуч, ходит завуч,

Ходит, улыбается.

Ой, боюсь, что не к добру:

Взбучка намечается.

Я зарплату получала.

Сто покупок намечала,

Принесла её домой,

Нет покупки ни одной.

Восемь бед – один ответ!

Я пойду на педсовет!

Пусть меня там все ругают,

Страха я давно не знаю!

Мы отчеты заполняем

Аж с утра до вечера.

Ну, а больше в нашей школе

Вроде делать нечего.

Ах, вы педагоги наши!

Ну и стойкий же народ!

Ни болезни, ни напасти –

Ничего нас не берет

Ведущий 2 Учитель! Чтоб без нервов жить,
Смотря на детские проказы,
С зарплатой можешь ты не быть,
Но с юмором дружить обязан.

Ведущий 1: Мы провели исследования на тему «Нормальный ли я?» и попытались ответить на вопрос, почему я работаю в школе. И, вот, что у нас получилось.

    У меня три причины, по которым я люблю свою работу…
    - Июнь, июль, август...

    Нормальный ли я?

    Учебный год, как беременность - длится 9 месяцев, а тошнить начинает со 2-ой недели...

    Нормальный ли я?

    Прошу директора послать меня на курсы повышения зарплаты.

    Нормальный ли я?

    Совет министра образования учителям:
    - Хотите увеличить свою зарплату вдвое? Положите ваши деньги перед зеркалом!

    Нормальный ли я?

    И, последний вопрос исследования: - Кто спонсор вашей школы?

А спонсор нашей школы – энтузиазм!

    Нормальный ли я?

Ведущий 2

Диагностическое исследование показало, что в сфере образования 99,9% учителей нуждаются в помощи психолога. Жить здОрово! А здорОво жить еще лучше!

Ведущий 1

Своими мыслями по этому поводу поделится школьный психолог. Итак, «Советы психолога». МО Ест наук

Наш сегодняшний разговор убедит Вас: если хотите быть здоровым - идите работать в школу! Современная школа является настоящей кузницей здоровья, как для учителей, так и для преподавателей и даже для педагогов.
Основной оздоровительной процедурой в школе является урок. Уже один урок поможет Вам забыть обо всех своих неприятностях, заставит почувствовать естественную человеческую радость от того, что Вы после него остались живы и, возможно, невредимы. А если в день у Вас не один, а, скажем, пять или шесть уроков, то чувство радости перейдет просто в счастье!
Чем больше времени Вы проводите в школе, тем меньше возможностей у Вас питаться, что, с одной стороны, помогает Вам сохранить фигуру, а, с другой стороны, является лечебной процедурой, поддерживающей Ваше здоровье на современном научном уровне. Отсутствие учительского туалета разовьет в Вас выносливость и неприхотливость, а сумки с тетрадями, которые рекомендуется носить ежедневно, помогут сохранить хорошую спортивную форму.
Пожалуй, лишь один совет можно было бы дать для дальнейшего укрепления здоровья педагогического коллектива: парьте ноги на переменах после того, как от ответов учеников у Вас мороз пройдет по коже!
Итак, берегите свое здоровье! Идите работать в школу! Жить здорово!

Ведущий 2

Итак, согласно советам психолога, мы должны беречь здоровье, поэтому каждый учитель должен иметь свой персональный набор. Жить здорово друзья

МО истории

Сценка Рабочий набор учителя.

На сцену выходят несколько учителей, участвующих в разыгрываемой сценке. 1 учитель (стоит в противоударной каске):
Детей люблю, друзья, всегда,

Но зная их приколы,

Я защищаюсь иногда

И накрываю голову.

Ведь пригодятся им не раз

Учителя мозги,

И потому вхожу в свой класс

Я, страху вопреки!

2 учитель (стоит, обнимая противогаз):
Вот это мой противогаз,

Лишь с ним могу зайти я в класс!

Я химию веду сто лет,

Но все равно - покоя нет!

То здесь взорвут, то там взорвут,

И не пройдет пяти минут!

В противогазе я сижу,

И в нём детьми руковожу!
3 учитель (держит кулёк с конфетами):
Растил я имидж добряка.

Ведь знал всегда наверняка,

Что детки любят шоколад,

И я - в любимцах у ребят

Не только знаньями кормлю,

Ведь от души детей люблю.

Тому, кто выучил урок,

Всегда даю конфетку в рот!
4 учитель (держит футбольный мяч):
На физкультуре, без труда,

Порядок будет навсегда!

Упал, отжался сотню раз,

Потом ползи в свой пыльный класс!
5 учитель (держит классный журнал):
А у меня ответ простой,

Директор школы пред тобой!

И если только захочу,

Из школы мигом исключу,

Читают дружно ребятишки

Все заданные в школе книжки!

Ведущий 1 Да, нелегко найти подход,
Вот так живём весь школьный год:

Кто смог прикрикнул и заставил,

А кто не смог колы поставил
.

Ведущий 2 Но нужно помнить, что ребята
Еще, конечно, маловаты,

Добрее быть, иметь терпенье,

И справимся мы, без сомненья!

Ведущий 1

Ох как славно сегодня мы здесь посидели!
И чаю попили, и песен попели.

Ведущий 2
Действительно, сколько у нас с вами хлопот:
Тетрадки, заданья, проверки. Забот - полон рот.

Ведущий 1
Да нашей профессией все мы гордимся,
И знаем когда-нибудь им пригодимся!

Ведущий 2

Но а сегодня перелистав известные тома
мы научились говорить красиво
словами Пушкина Макаренко Дюма
но разве только в этом наша сила?

Ведущий 1
И каждый час и каждую минуту
о чьих- то судьбах вечная забота
кусочек сердца отдавать кому то
такая брат у нас с тобой работа


Ведущий 2
Они порою знают больше нас
философы в 13 с половиной
мечтая забывают все под час
присев спиною к теплому камину


Ведущий 1
И если не решается вопрос
они спешат к тебя ища подмоги
устраивают жизненный допрос
хоть мы с тобою старина не Боги


Заключительная песня.

Когда простым и нежным взором

Глядят на нас ученики
Необычайным цветным узором
Вдруг расцветают небо и цветы

Веселья час и боль разлуки
Сегодня делим мы, друзья.
Давай пожмем друг другу руки
И в дальний путь на долгие года.

Пусть любят нас и слов не нужно,
Чтоб повторить все это вновь.
А нашу нежность и нашу дружбу
Мы пронесем сквозь годы, как любовь.

Веселья час и боль разлуки Сегодня делим мы, друзья. Давай пожмем друг другу руки И в дальний путь на долгие года

Вот на этой оптимистичной ноте мы и закончим нашу встречу. Как же все-таки «Жить здорово», не смотря ни на что!

Кочерга Галина Николаевна, учитель математики, МБОУ СОШ № 46, г. Хабаровск. Страница 11

В (важно): Эпиграф:
Я много пил и плохо спал,
Я потерял свою мечту.
А мне приснился интеграл,
И я проснулся весь в поту.

Дикий ржак за сценой, народ вылетает к микрофонам, замечает зрителя, быстро делает скорбные рожи и со слезой в глазах и дрожью в голосе поёт: В нашем универе больше нету студвесны,

Провели концерты десять факультетов
И конечно мы... В нашем универе больше нету студвесны,
В нашем универе больше нету студвесны,
Отобрали лучших, выдали гран-при,
Только без подарков оказались мы.

Я (официально): На этом наш траурный вечер, посвященный взятию нами одиннадцатого и последнего места на фестивале «Студенческая Весна» прошу считать оконченным.

В: А теперь — Дискотека!

С рождения Бобби матфакером был

Мультик «Остров сокровищ» видели? Дальше объяснять не надо. Барабан и шарманка очень приветствуются при исполнении.

Я: Так, други мои. Скажите мне: почему вы в прошлом году не сделали Медиану?

Г: А мы сделали.

К: И скажете концерт был?

В: Был.

Я: И первое отделение было?

Г: Было.

К: И второе отделение было?

В: Было.

Я: И антракт был?

Г: Нет, не было.

К: Как не было?

В: Ну, странный такой концерт был.

Я: Нет, друзья, что вы нам голову морочите. Вы брали бы пример с наших осветителей. Они, как два идиота, припёрлись в актовый зал и сорок минут освещали закрытый занавес.

Г, В: А это мы и были.

К: С чем вас и поздравляю!

Я: Да, положение не из легких. Что же делать? Что же делать? А третьему курсу Медиану сильно хочется?

Остальные: Угу.

Я: Н-да. А концерт- то мы потянем?

Остальные: Н-н.

Все: Что же делать? Что же делать?

Народ тусуется, несколько раз предлагает идеи, я отказываюсь.

Г: Капустник!

Народ радуется, прыгая от счастья.

К: Ну, вы все, конечно, хорошо знаете, что такое капустник . Берём, значит, капусточку, меленько так шинкуем, солим, маслица туда добавляем, ну, еще морковочку на тёрочке. Вот такой капустничек получается!

Г: Ксюха, иди, дружочек, отдохни немножко, к следующему номеру подготовься.

В: А вы пока послушаете «Оду Универу », сочиненную на досуге студентом третьего курса математического факультета.

Ода универу

Написана Игорем Домрачевым.

Я: А теперь выступает самая сексуальная, как она сама считает, студентка матфака — Ксюха.

Выходит Ксюха.

Я: Как дела-то?

К: Фигово.

Я: А что так?

К: Воруют.

Я: Что у тебя украли?

К: Да вот, Мадонна лифчик украла.

Я: Ты что с ней в одной гримерке переодеваешься?

К: Да нет пока. Она у меня в клипе увидела. (Показывает на себе) Знаешь, у меня такой кожаный...

Я: На себе не показывай.

К: Да, не буду. Ну так вот, она у меня в клипе увидела и украла.

Я: У тебя в клипе парнишки такие крутые, где подобрала?

К: Ну, шла, шла и подобрала.

Я: Гм... Выкрутилась. Как клип-то называется?

К: Клип называется, я вот тут совсем недавно им разродилась, он называется, как и все мои остальные клипы, он называется «Дождь-с»

Я: Свежее название.

К: Тебе это интересно?

Я: Не — а.

К: Ну, давай посмотрим.

Я: Давай.

К: «Дождь-с»

Я: Сказала, все-таки...

Дождь-с

Номер из программы «Оба-на-на-угол-шоу»

Г: Представляем вашему вниманию хит-парад студентов и сотрудников Вузов города Кемерово.

Я: На десятом месте студент юридического факультета, который на практике в суде так искусно построил защиту, что угодил в тюрьму вместо подсудимого.

В: На девятом месте студент института Культуры Номерович-Дайченко, который так волновался на дипломном спектакле «Тарас Бульба», что не смог вспомнить, чем надо убить своего сына.

Г: На восьмом месте студенты горного факультета КузГТУ Марк Шейдер и Семен Штольня, которые нашли золото в квартире коммерсанта Рублева. В качестве гонорара за открытие в этой же квартире они вручили себе видеомагнитофон и холодильник.

В: На седьмом месте студент музыкального училища Ованез Огинский, который умеет не только играть на одной струне, но и петь на одной ноте.

Я: На шестом месте профессор кафедры хирургии медицинской академии Зверев. «Ну-ка взял ноги в руки и пошел отсюда!» — сказал он своему ассистенту после неудачной операции.

Г: Пятую строчку нашего хит-парада занимает студентка КемТИППа Тоцкая. Она всего за полгода освоила рабочую позу бухгалтера.

В: На четвертой позиции уже несколько лет уверенно держится доктор наук Михаил Кислюк (Чтобы понять эту шутку нужно жить в Кузбассе:))), так что вставье свою).

Я: На третьем месте должен был быть курсант училища Связи Максим Танк, который значительно перевыполнил норматив разборки ручной гранаты.

Г: На втором месте по праву находится студент сельхозинститута Иван Сельпо, научивший кур гордо нести свои яйца.

В: И, наконец, высшую ступеньку нашего хит-парада занимает студент-прикладник Гоша Полагаев, пришедший к выводу, что разных женщин лучше хранить в разных директориях.

Три женщины

Танец, поставленный Олесей Килиной на музыку Prodigy, героини которого три абсолютно разных женщины — бизнессвумен, романтическая дамочка и вамп.

Я: Цифры и числа, перестановки
Корень, косеканс и подстановки

Г: Тангенс, котангенс и интеграл
Функция Эйлера, факториал

К: Коши, Буняковский, Тейлор, Декарт,
Бейсик, Фортран, принтаппарат

В: Все это прочно сидит в голове
Нет от него спасенья нигде

Я: Лектор, декан, техничка, вахтер,
Плюс секретарша, диспетчер, профорг

Г: Ну разве можно об этом забыть
Ведь они не дают спокойно нам жить

В: Шухер! Вон Шепот Смерти шагает
Люди, смотрите! Мы исчезаем.

(пауза, показывая на меня) — А вас я попрошу остаться!

Вахтерша

Здесь планировался монолог про вахтершу, но нам он не приглянулся, поэтому я рассказала несколько реальных историй, про Шепот Смерти — кодовая кличка одной из матфаковских вахтерш. Народ, кстати, так и не поверил, что все это правда.

Г: Знаете, мне тут надо говорить о следующем номере, но мне что-то так не хочется. Расскажу-ка я вам лучше про Свету Кулё..., простите, про Ксюху Шатковскую. Она, конечно, классная девчонка и поёт неплохо, а вот готовить... Вот этот её капустничек: капусточку, там, морковочку... лучше не надо... честно вам говорю. Лучше помогите кроссвордик отгадать: форма предэкзаменационного издевательства над студентами. Десять букв, с «К» начинается?
Остальные мужики, поющие «Дубину»: Коллоквиум!

Дубинушка

Переделанная «Дубинушка», поется на два голоса.

К: Вот насчет декана, это они не осторожно.

В: Да, декан может решить ваши проблемы методом исключения.

Г: Господа студенты, главное вовремя получать зачеты и экзамены.

К: И на что только не идут студенты ради зачета! Даже на занятия!

В: Студенты! Сдадим наши посредственные знания на «хорошо» и «отлично»!

О, наконец, настал тот час

Сценка-песня, навеянная известным мультиком.

Я: Не нужно лишних слов сейчас

В: Часы пробили полседьмого

Я: Не говори нелепых фраз

В: Давным-давно уж все готово

Я: Я подаю условный знак,
Серёга кнопку нажимает,

В: И с чувством радостным Матфак
Наш новый шлягер принимает

Раскинулся график

Старая-старая песенка. Гриша и Вовка появляются на сцене в космическо-компьюторном антураже со свиными масками на лицах. Освещение и движение планируется так, чтобы масок не было видно до слов «свиньи в космосе».

Г: База, база, я 386-й, прием, ответьте, база...

В: База, база, он врет, он не 386-й, он пентиум...

Г: База, база, прием, разрешите взлет.

Б: Взлет не разрешаю.

Г: База, база, ответьте, база, почему взлет не разрешаете?

Б: У нас тут все заблендевело.

Г,В: Что, что?

Б: В инее у нас тут все, в инее!

Я: Неужели? Неужели это легендарные жучки физиков?

Б: Нет, это свиньи в космосе!

В,Г: Злые вы, уйдем мы от вас.

К: Ну и пожалуйста, без вас обойдемся.

Радио-няня

Диалог про преферанс . Мы с Ксюхой его пропустить не могли!

Козлодоев

Песня «О вреде пьянства» на музыку Б.Г.

Я: Пришла пора, всё-таки, поздравить третий курс с Медианой

Г: Медиана — это 2,5 года после школы.

К: А для большинства из чистых математиков это еще и 2,5 года до школы.

В: Если бы я поступал на Матфак, то уж тогда обязательно на прикладную — потом бы в каком-нибудь банке работал...

Я: В банке он бы работал... Сначала поступить надо, а то не добрал балл и вот, — ты чистик, а она — прикладник.

Л (поет частушку): Милый мой меня не любит, Не подходит близко.
Он ведь чистый математик, а я — программистка!

К: В школу его! Учителем! В школу, в школу, все в школу!

Г: И вот, мы специально для студентов — чистых математиков предлагаем вам номер, который называется «Школьники »

Школьники

Диалог

В: Вечер проходит, ночь надвигается,
Все в этом мире когда-то кончается

Г: Осталось лишь только представить на вид
Кто за всем этим сегодня стоит.

К: Ксюха писала, Гриша помог
И рассказал: устал и замолк.

Я: Мыш был продюсер, я — режиссер.
Вовочка был прирожденный актер

В: Был еще Фишкин, но он просто так,
И наш генеральный спонсор -

Все: Матфак!

Улыбка

Песня

* Концерт, о котором идет речь, назывался «Сны о чем-то большем» и изначально задумывался, как нечто выбивающее из колеи. Занял он, естественно, последнее место. Но самое интересное заключается в том, что мы получили приз «За самый эстетичный концерт». Вот так то. :)

Каргальская Надежда Константиновна

Музыкальный руководитель

ФГБДОУ Центр развития ребёнка

Детский сад №1387 УДП РФ

Сценарий фольклорного осеннего праздника

«Капустные посиделки».

Действующие лица: Хозяйка, дед, козёл.

Под музыку, входит в зал Хозяйка и обращается к зрителям.

ХОЗЯЙКА

Здравствуйте люди добрые! Гости дорогие!

Рада вас видеть у себя в гостях.

В своей горнице дома русского!

Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,

Ведь когда – то посиделки были праздником души.

Ко мне гости идут погулять немножко.

Будем петь и шутить да капустку рубить!!!

Под песню «Осенью» (запевает хозяйка) выходят дети из музыкального кабинета заводят хоровод-подпевают хозяйке)

ХОЗЯЙКА Здравствуйте, гости дорогие! Прошу в избу!

Красному гостю – красное место ( предлагает сесть на лавки) . Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее!

В старые времена на Руси был обычай у русских людей, как заканчивались полевые работы и был собран урожай, устраивали посиделки. Вот и я сегодня решила пригласить вас на капустные посиделки. Да и капуста удалась в этом году на славу.

Ребёнок

На капустник, на капустник,

Приглашаю весь народ!

Пусть танцует и кружиться

Наш веселый хоровод!

Выходите веселей, попляшите для гостей!

Танец «Барыня»

ХОЗЯЙКА Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышлёней погляжу.(В руках у хозяйки корзинка с овощами)

Загадки

Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

Её копали из земли,

Пекли, жарили, варили

А потом всю и съели

И всегда хвалили. (Картофель)

В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква)

Зелёные поросятки выросли на моей грядке,

К солнцу- бочком, хвостики у них крючком.

Мои поросятки со мной играют в прядки. (Огурцы)

За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь- гладкая,

Кушаешь- сладкая. (Морковь)

Барыня- сударыня

В белых кружевах,

Квашена да варена,

Скоро будет в щах! (Капуста)

ХОЗЯЙКАКакие вы смышлёные все загадки знаете!

Впереди у нас веселье, вам друзья и их подружки пропоём сейчас частушки.

Частушки

Дети поют частушки и каждый аккомпонируетсебе сам!

1.Выходит девочка(Играет на трещотке)

Выходи скорей, подружка

Мы на публике блеснем,

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

2. Выходит девочка(Играет на веере из ложек)

Хороша моя капуста,

Ну,а я то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха

3. Выходит мальчик(Играет на колокольчиках)

В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козел

Съел капусту и ушел.

7(Выходит Хозяйка с корзинкой на локте,а в рукахрубель)

Положу-ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Исполняли мы частушки,

Чтоб хрустела веселей!

ХОЗЯЙКА: А теперь пора и капустку рубить!

Крепче за руки беритесь в хоровод все становитесь.

Хоровод Мы капусту рубим.

(Под музыку выходит дед)

ДЕД: Вы чего тут расшумелись, a? Только я пригрелся на печи, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать, Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!

ХОЗЯЙКА Дед, ты лучше не серчай!

А с детьми ты поиграй!

ДЕД: Ну ладно, ладно! вспомню ка я свою молодость!!! Помню, любил я одну игру,где русские молодцы силой мерились. Садились парни друг против друга, ногами упирались друг в друга, руками палку держали, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону - тот и сильнее. Давайте же и мы померяемся силой молодецкой.

Игра с мальчиками «Перетягивание палки»

ХОЗЯЮШКА: А я тоже дед, знаю игру-забаву, в которую очень любили на Руси играть!

Вставайте, красны девицы в хоровод в капусту играть будем!

Игра для девочек «Капусту»

(Девочки передают шапочку-капусты по кругу под музыку, с окончанием музыки, у кого в руках осталась капуста, та выходит в серединку и танцует под другую музыку)

ХОЗЯЙКА: Спасибо вам, красавицы и добры молодцы!

ДЕД: Эх старой, голова с дырой! Вспомнил я ещё про одну потеху, в которую мы все вместе поиграем.

Вставайте в большой хоровод, кочан капусты будем крутить!

ХОЗЯЙКА: Мы по кругу все пойдем,

да капусточку завьем!

Да такую, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!

Под р. н. п. «ВЕЙСЯ КАПУСТКА"

дети идут по кругу завивая «капусту»

Появляется Козел под музыку (взрослый)

КОЗЕЛ: Вот так капуста!

Вот так кочан!

Стоит наливается,

Меня дожидается!

Сейчас я тебя съем!

ДЕД Ты посмотрика чё делается честной народ, это ж мой козёл!

Разбегайся детвора,

Козёл вышел со двора.

Дети разбегаются, козел их догоняет.

КОЗЕЛ: Эх ты дед, всё от меня капусту спасаешь, а её уже давно едят!!!

ХОЗЯЙКА: Кто?

КОЗЕЛ: Гусеница!

Дед: Ой, и правда, гусеница - первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.

КОЗЕЛ: Да где уж вам без меня! Так и быть, помогу.

Проводится игра «Гусеница»

Дети встают друг за другом «паровозиком» И берут друг друга за пояс, первым встаёт Козёл. Козёл должен поймать хвост гусеницы, который всё время уворачивается. В конце игры Козёл ловит хвост.

ХОЗЯЙКА: Вот и хорошо, гусеницу мы поймали, а что теперь то делать?

ДЕТИ: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!

Танец «Бабушка, испеки оладушки»

ХОЗЯЙКА А испеку ка я вам лучше пирогов с мясом да с капустою! Пойду тесто поставлю! А ты дед праздник продолжай!(Садится на скамейку к столику, берёт кастрюлю и большой ложкой мешает)

ДЕД

Иди, иди хозяюшка, у меня тоже дела ещё остались.

Урожай надо собрать,

По корзинкам раскидать!

Помогите мне ребята

Встаньте в дружный хоровод!

Урожай мы соберём

В помощь песню запоём!

Песня «Урожайная»

ХОЗЯЮШКА

Вот так песни запевают!

Настроенье поднимают!!!

Раз подняли настроенье,

Будут танцы без сомненья!

ДЕД

Обойди весь белый свет,

Лучше русской пляски нет!

КОЗЁЛ

Балалайка и гармонь

Разжигай во мне огонь!

Танец деда и козла

(у Козла в руках балалайка у Деда-свистулька)

(В это время хозяйка раздаёт ложки детямиувидя как «бодаются» дед с козлом, подбегает и говорит)

ХОЗЯЙКА. Батеньки мои, люди добрые чтож делается то!!! Разнимать уж их надо!

(Дед с козлом пожимают руки и расходятся по сторонам)

ХОЗЯЙКА: Вот и ладненько!!!

Покапесни пели да плясали, у меня и тесто на пирогиподнялось.

Пироги с капустой с мясом очень любит детвора.

Вот и нам об этом песню всем исполнить уж пора!

Выходят дети на ложки

Ребенок :

1Перед вами выступают ох, лихие ложкари

Наши ложечки играют от зари и до зари.

2Деревянные, резные, расписные на показ!

Обойдите всю Россию, а такие лишь у нас.

3Ложкари играют ловко, звонко ложками стуча,

Все Ох капуста годовая, как же любим мы тебя!

Игра на ложках «Пироги с капустою»

(хозяйке собрать ложки)

ХОЗЯЙКА

Посиделки удались на славу!

Нам с гостями на забаву.

Вы меня не забывайте,

Мою хату посещайте!

Очень рада я гостям!

Приходите снова к нам!

ДЕД:

Вот и нам с Козлом пора!

До свидания друзья!

ХОХЯЙКА А ещё ребята нужно

Сфотаться на память дружно!

Народные посиделки с веселой работой и активным отдыхом.

Текст приглашений:
Уродилась у меня капуста густо.
Приглашаю всех соседей на «капустник»!
За работу вам весельем отплачу
Да с капустой пирогами угощу!
Семеновна.

На пути к горнице посетителей встречают девушки в народных костюмах.

1-я. Здравствуйте! Вы к Семеновне на капустник?
2-я. Тогда пойдемте, она помощников уж давно дожидается!

Ведут посетителей к горнице, где звучат народные наигрыши. Перед входом в горницу установлены ворота с кольцом-стукальцем. Девушки стучат кольцом о ворота.

1-я. Семеновна, отворяй ворота!
2-я. Народ на помочи пришел, тебе пособить капусту порубить!

Музыка смолкает.

Семеновна. Бегу, бегу, отворяю! (Распахивает ворота.) Дорогим гостям и ворота настежь! Здравствуйте, помощники долгожданные! Проходите в избу да за стол по лавкам садитесь!

Гости рассаживаются на лавки с двух сторон длинного стола.

Вот и помощники пришли, все по лавкам сели.
Лишь Семена моего словно волки съели!

Раздается шум за воротами, они распахиваются, и появляется Семен с кочаном капусты.

Ну, Семен мой милый, где тебя носило?
Где с капустою мешки? Отвечай, любимый!
Семен (почесав затылок) . Я врать, ты знаешь, не мастак.
Дело, в общем, было так…

Девушки выносят сундучок с лубочными картинками, растягивают большую цветную шаль - это ширма, из-за которой появятся картинки.

В общем, этак дело было:
Сел на нашу я кобылу,
В поле быстро поскакал… (На картинке скачет лошадь, запряженная в телегу, на телеге мужик, машущий хлыстом.)
Там капусту посрубал… (На картинке мужик машет топором на поле с капустой.)
Нагрузил полну телегу,
Еле еду, еле еду… (На картинке идет лошадь, запряженная в телегу, полную капусты.)
Тут мне навстречу мужичок,
На плече его мешок,
Да какой-то не такой,
Я б сказал, что как живой!
Оказалось, в мешке пес.
Мужик топить его понес:
Старый стал, мол, и не лает,
Дом совсем не охраняет. (Мешок стоит у ног мужичка, из него выглядывает пес.)
Я Барбоса пожалел,
Себе забрать его хотел.
Да мужик тот не дурак,
Отдал мне, но не за так… (На рисунке на телеге остается половина капусты.)
Погрузил я пса в телегу,
Еду дальше, дальше еду! (На рисунке лошадь везет телегу, на ней мужик с хлыстом, половина капусты, пес.)
Глядь, и снова мужичок,
На плече его мешок.
Да какой-то не такой,
Я б сказал, что как живой! (На рисунке мужичок с мешком на плече.)
Оказалось, в мешке кот,
Мужик топить его несет:
Старый стал, мышей не ловит,
Хозяйке песен не поет. (Мешок стоит у ног мужичка, из него выглядывает кот.)
Я котейку пожалел,
Себе забрать его хотел.
Да мужик тот не дурак,
Отдал мне, но не за так… (На рисунке пустая телега.)
Погрузил кота в телегу,
Еду дальше, дальше еду! (На рисунке лошадь везет телегу, на ней кот, пес и мужик.)
На телеге стало пусто,
Променял я всю капусту.
Лишь один кочан случайно… (показывает на кочан)
Остался там нечаянно.
Семеновна (поставив руки в боки) . Сердобольный ты мой Сенечка!
Ох, побила б я тебя хорошенечко!
Чтобы было тебе пусто!
Променял, дурень, капусту! (Подходит к ширме. Из-за нее показываются кот и пес (мягкие игрушки), ластятся к Семеновне.)
Ну и что мне с вами делать?
Знаю! Марш тогда за дело!
(Коту.) Ты, кот, мышей ловить!
(Псу.) Ты, пес, дом сторожить! (Берет куклу и вручает Семену.)
(Семену.) А тебе, муженек разлюбезный (загибая пальцы на руке) , воды, дров наносить, тесто замесить, затопить печь, чтобы нам пироги испечь, для начинки этот кочан нарубить мелко, вот тебе и дело, а не безделка! А пока ты справляешься, я гостей развлекать стану, раз уж капусты не осталось и им работы не досталось!

Девушки убирают платок и сундук. Семен кладет кочан, уносит кота и пса.

(Достав тарелку с жареными семечками.) Ну, гостюшки, слушайте внимательно:
Тетка Федосья -
Прирастрепаны волосья -
Красила колосья,
На березе листья,
На рябине кисти.
Кто эту тетку знает,
Пусть угадает!
Верно, то осень!
Угоститься просим! (Угощает семечками.)

Возвращается Семен, берет нож, режет кочан на разделочной доске на четыре части, затем сечкой в корыте рубит.

Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана.
Кто эту Матрешку знает, пусть угадает!
Верно, то капуста!
Вот, чтоб в кармане не было пусто! (Угощает семечками.)
Слово «капуста» пришло из древнего Рима, в переводе значит «голова». А как раньше у нас в народе уважительно капусту называли, важно величали? (Барыня огородная.)

Ответивших Семеновна угощает семечками.

Бывало, некоторые хозяева вокруг капустных гряд на колья старые лапти развешивали: по поверью, это капусту от червей да мошек охраняло. А вот для чего иные хозяйки кочаны, растущие на грядах, горшками да рогожками при­крывали? (Чтобы капуста отбеливалась, лист становился более нежным.)
Издавна на Руси по осени капусту запасали впрок, чтобы до лета хватило. Начинали заготавливать капусту с право­славного праздника - Воздвиженья. А когда этот день? (27 сентября.)
Люди говаривали: «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет. На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца».
С Воздвиженья начинались капустники, капустные вечеринки. Продолжались они две-три недели. Хозяйки приглашали на эти вечеринки своих подруг и соседок помочь нарубить капусты на зиму, так как солили ее в каждом доме много и одному большой припас в одиночку сделать было трудно. А чем раньше измеряли количество квашеной капусты? (Ушатами.)
Капусту рубили сечками в деревянных корытах. В каждом доме имелось такое особое корыто, которое ни для чего другого уже не использовалось. Капусту мяли с солью, затем тщательно толкли деревянными пестами. Для чего толкли капусту? (Чтобы она пустила сок и соль быстрее растворилась.)
По своему качеству кислую капусту разделяли на серую, полубелую и белую. Серая капуста шла в основном на щи, полубелая съедалась в постные дни с квасом или постным маслом, белая подавалась и на праздничный стол. В серую капусту при засолке клали только соль, в полубелую и белую добавляли пряности. Скажите, из какой части кочана рубилась серая капуста, из какой полубелая, из какой белая? (Серая рубилась из одних верхних зеленых листьев, полубелая - из всего кочана, белая - только из внутренних белых, круто свернутых листьев.)
Подготовленную капусту укладывали под гнет в ушаты, кадушки, бочки. Емкости под капусту делали чаще из березы, но никогда из ели и сосны. Почему? (Эти породы дерева выделяют смолу, могут испортить продукт.)
Когда на вечеринке вся капуста была засолена и убрана, в доме накрывался стол с закусками, устраивалось гулянье. На капустной вечеринке могло завязаться и знакомство молодой соседки с хозяйским сыном, а там, глядишь, и свадебка, а за ней и детки. Спросят подрастающие детки у маменьки: «Где нас взяли?» Что им говорят на это в ответ? (В капусте нашли, т. к. маменька с тятенькой когда-то на капустной вечеринке познакомились.)
Семен (подносит емкость с нарубленной капустой и пест, капустную кочерыжку незаметно кладет в корзинку Семеновны) . Вот начинка на пирог,
Но я капусту не толок.
Подай-ка не для скуки
Гостям толкушку в руки! (Подает все Семеновне.)
Семеновна (принимая) . Я подам, так уж и быть.
А ты куда?!
Семен. Тесто месить!
Семеновна (заглядывает в капусту) . Ой, Семен, постой!
Это кто еще такой? (Достает бутафорского комара.)
Да никак комар последний,
И гляди, какой большой!
Семен. В капусту пал и не шевелится…
(Забирает комара.) Положу его на печь, может, отлежится? (Уносит.)
Семеновна. Семен, наказанье мое! Пса привез, кота привез,
Комара - и того на печь понес!

Раздается звук гармони, у ворот с песней появляется фольклорный коллектив.

Участница коллектива. Семеновна, встречай еще соседей на помочи! (Открывает ворота.)
Участники коллектива. Слышали мы, что вы капусту рубить собираетесь, вот пришли к вам в помощь на вечерку!
Семеновна. Здравствуйте, соседушки! Пожалуйте в избу!
За столом уж тесно,
А на лавках по избе еще полно места.

Участники коллектива рассаживаются по лавкам.

Скажу сразу, вам капусты рубить не досталось.
Только лишь веселиться осталось!
Вот гармонист впору явился, ему как раз работа есть: гости за столом сейчас станут капусту толочь, а он пусть им «Барыню» подыгрывает!
Сейчас, помощники, каждый из вас 7 раз толкушкой по нарубленной капусте ударит и кадушку следующему передаст. Напротив кого из вас гармонист играть перестанет, тому придется в поговорке словечко досказать, а уж коли не доскажет - штраф платить будет: под стол полезет козой блеять! (Гармонисту.) Ну, гармонист, заводи!

Играет гармонь, гости толкут капусту, досказывают поговорки.

Поговорки.
Для чего огород городить, коли… (Капусты не садить.)
Капуста, не будь голенаста, а будь… (Пузаста.)
Капуста не пуста, сама летит… (В уста.)
Премудрость во щах, а вся сила… (В капусте.)
Без капусты и щи пусты, и живот… (Не живет.)
Щей поел - словно… (Шубу надел.)
Хлеб да капуста лиха… (Не допустят.)
Август пахнет медом, а сентябрь - капустными… (Пирогами.)
А вот когда у нас здесь пирогами запахнет? Семен!
Семен. Аюшки?
Семеновна. Уж ты мой заюшка! Скоро ли пироги-то поспеют?
Семен. Печь топится, квашня пыхтит, тесто из квашни бежать просится! Еще чуток, и мы с девками пироги стряпать начнем!
Семеновна (достает корзинку) . Раз пироги не готовы, станем дальше веселье разводить! Вот корзинка с разным задельем, раздам всем - кому что достанется!

В корзинке еловые шишки, камушки, рябиновые веточки, капустная кочерыжка.

У кого камушки-гладышки? Вам, гостюшки, четко скороговорки говорить, да не просто, а с конфетами за щеками!

Раздает каждому гостю тексты скороговорок и по 2 больших круглых леденца.

Тексты.
На помощь! На помощь! Не втащить в помещение ямщику ящик и не вытащить. Не вытащить и не втащить!
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру!
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить, не перевычеботарить!
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Феофан-болван молоко взболтал, перевыболтал.
Проснись, чудо горохово! Прикати грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова!
Босой Сеня косит косой сено. Привез Сеня на возу стог сена. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Морковка сладкая - самому речистому! (Вручает морковку тому, кто лучше других сказал скороговорку.) У кого из вас, гостюшки, ветки рябиновые? Вам частушки петь звонко!

Гармонист задает мелодию частушек, Семеновна раздает их тексты. Исполняются частушки.

Морковка сладкая - самому певучему! (Подает тому, кто лучше всех исполнил частушку.) Гостюшки, у кого из вас шишки еловые? Вам - «русского» плясать, да с коленцами! (Показывает, как пляшут.) Выходи на круг! (Гармонисту.) Давай, разводи меха!

Гармонист играет, гости пляшут.

Морковка сладкая - лучшему плясуну! (Вручает тому, кто лучше всех плясал.) А кому из вас капустная кочерыжка досталась? Так вам всех веселей! Сейчас зайчиком скакать станете!

Проводится игра. Участники коллектива поют, «зайчик» выполняет все, о чем поется.

Участники коллектива. Заинька, попляши, серенький, попляши,
Так и этак попляши, так и этак попляши!
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,
Так и этак топни ножкой, так и этак топни ножкой!
Заинька, покружись, серенький, покружись,
Так и этак покружись, так и этак покружись!
Заинька, не ленись, серенький, не ленись,
Кого любишь - поклонись, кого любишь - поклонись!
Больше не балуйся, лучше поцелуйся! («Зайчик» целует выбранного в щечку и подает ему кочерыжку.)
Ну-ка, зайка, боком, боком, по-за нашим огородом!
Не обижайся, впредь не попадайся! («Зайчик» выскакивает из хоровода и выходит из игры. Выбранный становится новым зайчиком, игра начинается снова.)
Семеновна. Вот этот заинька лучше всех скакал, морковку сладкую заработал!
Участники коллектива. Семеновна, может, мы еще капустку завьем?
Семеновна. Давайте, да все вместе!

Фольклорный коллектив проводит игру «Завиванье капустки».

Участники коллектива. Завивала я капусточку, завивала я капусточку.
Вейся, вейся, капусточка, завивайся, тугой кочашок!

Эти строчки припевки повторяются раз за разом до той поры, пока все не завьются по спирали. Все становятся в цепочку и берутся за руки. Тот, кто оказался впереди, ведет остальных под поднятыми руками двух последних игроков. Когда все проходят, предпоследний игрок, увлекаемый впередистоящим партнером, поворачивается к последнему игроку спиной. При этом его левая рука вместе с правой рукой заднего игрока оказывается на правом плече. Затем все проходят под руками второго и третьего от конца игроков и так до тех пор, пока вся цепочка не «заплелась».

Развивала я капусточку, развивала я капусточку.
Развивайся, капусточка, развивайся, тугой кочашок!

Раскручивание хоровода идет в обратном направлении, припевка повторяется раз за разом, пока все участники не станут в один ряд.

Семеновна, а мы еще походочку не показывали!
Семеновна. Ну, повыхаживайтесь!

Фольклорный коллектив проводит игру «Покажи походочку». Количество желающих играть берется равное количеству участников коллектива, чтобы образовать пары. Выстраиваются в «коридор» две цепи игроков, одна против другой, на расстоянии примерно 3 м в начале цепей и 4-5 м в конце, чтобы всем, кто сидит по лавкам, был виден показ походочек. Игроки в цепях стоят так, что против каждого впервые играющего стоит участник фольклорного коллектива, который начнет изображать требуемое по песне действие, а играющий - за ним повторять.

Участники коллектива. Летал, летал воробейко, летал, летал молоденько
Вдоль чистого поля, вдоль чистого поля.

В центр «коридора» в начале цепей сходится первая пара игроков.


Как девицы ходят, как девицы ходят.

Пара идет вдоль коридора, изображая походочку девиц.


Так девицы ходят, так девицы ходят!

Каждый игрок встает в конец своей цепи, остальные игроки продвигаются на 1 шаг вперед к началу цепи.

Скажи, скажи, воробейко, скажи, скажи, молоденько,
Как солдаты ходят, как солдаты ходят.

Проход по «коридору» с показом походочки.

Они этак и вот этак, они этак и вот этак,
Так солдаты ходят, так солдаты ходят!

Встают в конец цепей, остальные продвигаются вперед. Аналогично исполняются куплеты с упоминанием, как ходят бояре, молодцы, старухи, младенцы, пьянчужки, медведи, гусята, зайчишки, лисички и т. д. Появляется со скорбным видом Семен, несущий бутафорского комара.

Семеновна. Что ты, Семушка, невесел?
Что головушку повесил?
Никак пироги в печи не доглядел, сжег?
Семен. Пироги из печи уж достаны.
А наш последний комар помер. Лежал на печи, да не отлежался!
Семеновна. И ладно дело, докучать больше никому не станет!
Семен. Глупая ты баба, Семеновна! Комар помер - это значит, что еще одно летичко красное прошло, пробежало, закончилось, потому и тоска за душу берет!
Участники коллектива. Последнего-то комара по старому обычаю следует хоронить!
Семеновна. Вот вам его и отпевать!

Фольклорный коллектив проводит «похороны комара». Все куплеты поются на один манер.

Участники коллектива (медленно) . Сел комарик на дубочек, на зелененький листочек.
(Быстро.) Сел комарик на дубочек,
На зелененький листочек.
(Со значением.) Сидит!
Налетела черна буря
И комарика содула.
Пал!
Он лежит и еле дышит,
Ручкой-ножкой не колышет.
Лежит!
Прилетели тут две мухи
И комарика под руки
Повели!
Прискакали тут две блошки
И комарика за ножки
Понесли!
В бане парили, и мыли,
И к обеду уходили.
Угорел!
В черной бане обмывали,
В белый саван одевали.
Сдох!
Схоронили при дороге,
Видно руки, видно ноги.
Весь на виду!

По ходу текста выполняются игровые действия с бутафорским комаром. Роли дуба, бури, мух, блошек, бани исполняют участники коллектива. В конце песни комар укладывается на шаль, как на носилки, и выносится за ворота.

Семеновна. Уйму дел переделали, разве только еще все вместе песен не пели.
Участники коллектива. А мы сейчас споем!

Фольклорный коллектив исполняет старинную песню, затем предлагает всем вместе исполнить знакомую многим песню «Коробушка». Пока гости поют, Семен с девушками выносят на стол самовар, подносы с чашками, тарелки с пирогами.

Семен (к Семеновне и гостям) . Женушка дорогая и вы, гости званые, играми да плясками сыты не будете. Пока вы веселились да пели, пироги капустные поспели!
Семеновна. Приглашаем всех пирогов с капустой отведать да чайку из самовара испить!

Гости за столами пьют чай с пирогами, фольклорный коллектив тоже усаживается во втором ряду от стола. Пока гости угощаются, коллектив успевает исполнить еще несколько песен под гармонь.

Не удалось мне сегодня, гостюшки, за отсутствием капусты, вас своей отменной закуской угостить. Но уж рецептом ее, так и быть, похвалюсь. Коли захотите, сами сделаете да дома и отведаете!

Раздает присутствующим рецепты капустной закуски «Семеновна», оформленные в виде бумажных скруток, перевитых узенькими зелеными ленточками. Текст: «Приготовить блинное тесто из простокваши (кефира), яиц, муки, добавить соль, сахар, соду, погашенную уксусом. По консистенции оно как густая сметана. Кочан капусты разобрать на листья, выбрать самые крупные, отбить прожилки, отварить до полуготовности в слегка подсоленной воде, дать обсохнуть. Готовим прослойку: в майонез добавляем толченый чеснок, измельченную зелень петрушки и укропа. Все хорошо размешиваем. Каждый капустный лист обмакиваем в тесто и жарим с двух сторон в хорошо разогретом подсолнечном масле. На плоскую тарелку укладываем стопкой один «капустный блин» за другим, промазывая каждый прослойкой. Когда все листья-слои уложены, края подравниваем острым ножом, верх украшаем майонезом и зеленью, ставим на 1-2 часа в холодильник, чтобы пропитался.

Еще, гости дорогие, при вас перед Семеном своим хочу повиниться да ему поклониться! Было сначала, я на него накричала, а он не осердился, в работе не поленился, всех нас пирогами накормил! Прости меня, Семушка! (Кла­няется.)
Семен. Да уж и ты прости меня за все, моя женушка! (Кланяется.)
Семеновна. Вечеринка наша к концу пришла! Всем вам, друзья, за помощь тоже кланяемся! (Кланяются.)
Семен. Видно, правду говорят: в одиночку не одолеешь и кочку!
Семеновна. А артельно - и через гору впору!

Фольклорный коллектив заводит частушки, поднимается с мест и уводит за собой в ворота всех гостей. Семен с Семеновной всем машут на прощание.

Участники коллектива. Пойдемте, девушки, домой,
Пойдемте, ягодиночки.
Дадим хозяевам покой,
Пойдемте с вечериночки.

Пойдемте, девушки, домой,
Я уж насиделася.
У меня милого нет,
На ваших нагляделася.

Спать хочу, зевается,
Никто не догадается.
Догадался милый мой,
Пошел с вечерочки домой.

Вы, робята, вы, робята,
Вы, робята, чуйте-ко:
Некрасивые - домой,
Красивые - ночуйте-ко!

Девушки, гармонь-то - ваша,
Гармонист-то - дроля мой.
Забираю гармониста,
Отправляюся домой!

Праздник «Капустки».

Звучит песенка про Осень.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Мы рады приветствовать вас на нашем необычном празднике. А что это за праздник и почему он так называется, мы сейчас узнаем.

(Дети читают стихотворения)

******(Маргарита)

Было в грядке, слишком пусто, (Никита)
Посадили мы капусту .
Раз, два, три,
Теперь – смотри!
Барыня, какая это,
Оказалась здесь за лето!
Будто бы вернулась с бала, (Дима)
Платьев столько нацепляла!
А капустной кочерыжкой,
И девчонки, и мальчишки,
Очень любят похрустеть –
Загляденье посмотреть!

«Спасибо» скажем смело мы, (Семён)

Тебе, капуста белая

Ты дождями умывалася,

В триста платьев одевалася,

Будем кушать, да хвалить.

Да «спасибо» говорить!

Ведуший:(Г.АН.) у нас в гостях Арина- рассадница. Она нам расскажет почему весь праздник мы посвящаем только одному овощу.

Арина-расссадница : Сегодня мы с вами собрались на праздник, который отмечался на Руси в октябре, когда была убрана вся капуста.

Поэтому праздник и получил своё необычное название «Капустки».

«Капустником» в старые времена на Руси называли огород, на котором выращивали капусту.

Ведущий: Ребята давайте хором назовём месяцы с октября по май…

(дети называют).

Арина:

Я колышки тяну,

Я огород горожу,

Я капустку сажу.

Сажу беленькую,

Развесёленькую.

И бела, и вила,

И со тыном ровна.

(идёт вокруг)

Не будь голенаста, будь пузаста.

Не будь пустая, будь тугая.

Не будь мала будь велика.

В старину первый кочан покрывали большим чугунком,

А чугунок- белой скатертью для того, чтобы вилки капусты были большие и тугие. А теперь надо завить капустку, для этого листочки собирайтесь в хоровод-капустку.

Ученик:

Вейся, вейся, капустка, (Егор)

Завивайся белая.

Как капустке не виться,

Белой-зелёной не ломиться?

Дождик льёт поливает,

Белую-зелёную ломает.

Хоровод набирает. У Дмитрия капуста, (Илья)

Да у Яковлевича белая,

На неё частый дождик,

Ливно льёт поливает.

А он в хороводе гуляет,

Хоровод набирает.

(Стих Лиза Кр., Диана)

Я с вами играть не намерена в прятки.
Расту я, как овощ обычный, на грядке.
Всё лето толстею. А как же иначе? -
Мне к осени нужно быть круглой, как мячик!
Одёжек на мне, коль разденете, пачка,
Но честно признаюсь, что я не мерзлячка.
Чем больше одёжек, тем буду ценнее -
Так люди сказали, а людям виднее.
И в щах, и в борщах мне замены не сыщешь,
Начинка в пирог, голубцы – вкуснотища!
И квасят, и тушат, сырая - не хуже,
Гожусь я на завтрак, обед и на ужин.
Нельзя пожевать без чудесного хруста.
Давно всем понятно, зовусь я капуста !

Арина: А капуста всё росла, вот и в гости к нам пришла..

Капуста: Здравствуйте, гости дорогие. Рада видеть вас у себя на празднике. Капуста самый любимый овощ на Руси, недаром её величали первой барыней на деревне.

В огороде нашем пусто:
Собран урожай почти.
Но осталась вся капуста
Ей положено расти.
Под широким, плотным листом,
Как под шубой, кочаны.
Им туман и холод мглистый,
и морозы – не страшны.
Белобокие, тугие.
Еле мне кочан поднять!
Не известно, как другие –
С нетерпеньем жду я дня,
Когда бабушка их будет
Шинковать, в засолку класть.
Мне же праздник среди буден –
Кочерыжек сочных сласть.

Капуста: ---А сколько много загадок придумано про капусту.

Вот послушайте:
Круглолица, белолица

Любит вдоволь попить водицу.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её (капуста).

Загадки про капусту. (Антон М.)

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста).

Стоит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек,

Не шиты, не кроены,

Все в рубцах. (Капуста.)

Как растрепанный баран –

Беломраморный кочан.

Листья держатся так густо

У красавицы... (капусты).

Толстушки- Матрёшки

Кругляшки-белоножки,

На грядку встали, на голову намотали по семьдесят платков-

Все без узелков.

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.

Стоит Антошка низок, на нём семьдесят семь ризок.

Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не шиты,ни кроены, а все в рубцах.

Стоит Филат на нём сто лат.

Был ребёнок не знал пелёнок, а стал стариком сто пелёнок на нём.

Заплата на заплате, а иглы не бывало.

Ведущий: Вот сколько замечательных загадок мы с вами послушали. Про капусту не только стихотворения, да загадки сложены.

До того как на Руси распространился картофель капуста была вторым после хлеба продуктом питания в каждой крестьянской семье. Об этом говорят пословицы.

Послушайте пословицы и поговорки:

1. Капуста - ни пусто, ни густо.

2. Хлеб да капуста лихого не допустят.

3. Капуста лучше пуста: хоть в брюхе непорожне.

4. Премудрость - во щах, вся сила - в капусте.

5.Без картошки, хлеба, да капусты- какая еда.

Ведущий: А сейчас послушаем частушки. Как вы думаете о чём они? Правильно о капусте.

Частушки:

Выходи скорей, подружка,

Мы на публике блеснем

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

Хороша моя капуста,

Ну а я-то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха.

В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил,

Несознательный козел:

Съел капусту и ушел.

За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час,

Только гусеницы все же

Победить сумели нас.

Ходит Соня между гряд,

Выбирает все подряд:

Где капуста, где сорняк,

Не найдет она никак.

Я соседского мальчишку

К себе быстро присушу:

Каждый день по кочерыжке

На свидание ношу.

Братец мой по кухне рыщет,

Он вилок капусты ищет.

Ну а мне-то что за дело?

Я давно его уж съела.

Я могу капусту квасить, (Антон С.)

От безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости,

Всех капустой угощу.

Доложу-ка я в кадушку (Ира)

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

Капуста: Спасибо вам за весёлые частушки. А знаете ли, вы что Капусту в древности считали лекарственным средством и использовали от бессонницы, при отравлениях, головной боли, заболеваниях желудка.

В Древнем Египте отварную капусту подавали в конце обеда, как сладкое блюдо. А где у нас используют капусту?

(ответы детей)

Обучались мы искусству (Антон С.)
Квасить свежую капусту ,
Оказалось в этом деле,
Многое мы не умели.
Кочаны почистив дружно,
Что с ней делать дальше нужно?
Как нарезать неизвестно,
Долго думали совместно.
И вопрос тот, если честно,
Мы решали безуспешно,
И комбайном в бак буквально
Нарубили моментально.
Дальше резали морковку,
Опыт был, справлялись ловко.
Ту капусту, что в начале
Мы порезали, помяли.
И закончив подготовку,
В бак добавили морковку,
В нём мы всё перемешали,
Очень долго мяли, мяли,
Подсолили и под пресс,
Всё, окончился процесс! (песня –игра « мы капусту квасим»)

Побежали мы вприпрыжку (Женя)
Рвать капусты кочерыжку.
Только сверху кочерыжки
Было листьев много слишком.
Отнесём капусту маме –
Листья станут голубцами.

Росли капусты кочаны. (Савелий)
Они вот-вот уже созреют,
Их надо вовремя срубить.
И - засолить, салат нарезать,
Иль в свежем виде сохранить.
Капуста - овощ очень нужный:
Любой из нас всегда готов
На завтрак, на обед, на ужин
Поесть капустных пирогов!

Капуста : Вот какие блюда можно приготовить из капусты, а кто ещё что про капусту знает?

Ира: Я еще и считалочку знаю!

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три! Огонь зажжен,

Кочерыжка, выйди вон!

Арина-рассадница: А когда считаются? Правильно, перед какой- нибудь игрой. Вот мы с вами сейчас поиграем.

(игра «Капуста»)

Ведущий: Сколько интересного мы сегодня узнали о капусте.

Послушайте ещё одно стихотворение.

Каждый вечер наш Игнат
На капустной грядке
Поливает всё подряд,
Не играет в прятки.
Приглашает детвора:
- Эй, Игнат, играть пора!
Отвечает им Игнат:
- Я играть бы с вами рад,
Только у меня, друзья,
Поважнее есть дела!
Буду воду я носить,
Под капусту буду лить,
Пусть растёт она большой,
Сочной, свежей и тугой.
Удивляются друзья:
- Да зачем тебе она?
- Обещала мама мне
Через месяц, в сентябре,
Отыскать сестру иль брата.
А капуста маловата!
Я капусту поливаю,
Об одном лишь я мечтаю:
Пусть быстрей растёт она –
Вместе с ней брат иль сестра.
Мама в огород пойдёт –
И кого-нибудь найдёт!

Капуста: А теперь пришла моя очередь дать вам испытания.

Викторина:

1.Какой бабочки я боюсь больше всего?

2. Какие сорта капусты вы знаете?

3.На какой день по народному календарю начинают рубить капусту?

4.Какое домашнее животное залезает в огород, чтобы полакомиться капустой?

5. Какие блюда можно приготовить из капусты?

Арина и капуста прощаются с ребятами и угощает их.(яблоками)

Песенка про Осень

Осень очень хороша,

Хороша, хороша!

Осень ходит не спеша,

Ходит не спеша.

Есть у осени наряд

Золотой, золотой!

Удивляет всех подряд

Осень красотой.

Припев: (2 раза)

Осень милая, шурши

Листьями вокруг.

Провожать не спеши

Журавлей на юг!

Осень долго не грустит,

Не грустит, не грустит.

Даже если снег летит,

Снег с дождём летит.

Мокрым стал её наряд,

Стал он тоньше, чем был.

Всё равно огнём горят

Ягоды рябин!

Припев: (2 раза)