Традиция пасхальной открытки. Традиция пасхальной открытки Поздравления с пасхой старинные открытки

Поздравляю со Святой Пасхой! Христос воскресе!

Пасха, или Воскресение Христово, является крупнейшим религиозным праздником в Православии, и одним из двух главных в Католицизме. В Беларуси, Украине и некоторых областях России праздник так и называется, Великий День.

На Великий Праздник необходимо помогать... В 1914 году, перед войной, помогали
Как на любой крупный праздник, в Российской Империи к Пасхе тоже выпускались поздравительные открытки.


1. Пасхальное Всенощное бдение начиналось в Великую субботу


2. Выходили лишь на утро


3. Белое яйцо, ставшее в миг красным, является главным символом Праздника


4. Разумеется, яйца изображены на большинстве пасхальных открыток


5. Другой символ Пасхи - кулич (паска), дрожжевое изделие, которое сверху украшается сахарной пудрой или глазурью


6. На открытках пасхальные яйца часто украшались весенними цветами или веточками вербы


7. Украинская старая открытка с украшенным пасхальным яйцом


8. Яйца дарили друг другу


9. Ещё одна открытка с библейскими мотивами. Пасхальная, хотя сюжет не совсем пасхальный


10. Дети часто изображались на праздничных открытках


11. Простенько, но мило


12. Еще одна украинская открытка


13. Весьма оригинально


14. Опять дети


15. Если яйцо - символ праздника, то изображение цыплят удивлять не должно


16. Куличи и крашеные яйца


17. Если рисуют яйца и цыплят, то и изображение кур весьма логично


18. В корзине с яйцами - весенние цветы. Весна - символ возрождения. Или Воскресения.


19. Христос воскресе!


20. К Пасхе открытки печатали и на Западе. Найдите отличия... Вот, французская...


21. Вроде, и яйца, и цыплята, да сразу заметно, что не в России сделано.


22. Америка... Открытке более 100 лет, но Америку не спутаешь и через век


23. Старая добрая Англия... Вернее,

Публикации раздела Традиции

Традиция пасхальной открытки

В дореволюционной России существовала добрая традиция - обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Как в России появились пасхальные весточки, кто их рисовал и издавал и что стало с ними после революции 1917 года - непростая история пасхальной открытки в материале портала «Культура.РФ».

Рождение открытки

Старая пасхальная открытка. Фотография: pinterest.com

Старая пасхальная открытка. Фотография: carkva-gazeta.org

Иллюстрированными открытками, или, как они назывались изначально, «открытыми письмами», впервые начали обмениваться по почте более ста лет назад, но точная дата появления первой такой открытки неизвестна. Были у нее и предшественницы - карточки с гравюрами на плотной бумаге. Придумал их во второй половине XVIII века французский гравер Демезон. Русским прототипом открыток считаются лубочные картинки.

Однако популярными такие послания стали лишь спустя столетие, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая - для послания.

Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, - так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их - с днем ангела, с Рождеством или Пасхой .

Первая коллекция пасхальных открыток

Старая пасхальная открытка. Фотография: pinterest.com

Старая пасхальная открытка. Фотография: pinterest.com

Старая пасхальная открытка. Фотография: wikipedia.org

Вскоре мода на поздравительные открытки добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.

Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика - кролики, барашки, цыплята и европейские соборы были чужды русскому человеку. Еще более дикими казались вульгарные пародии европейцев на христосование - обмен поцелуев в Светлое Воскресение: они изображали нарумяненных молодцов с напомаженными волосами, целующих дам в губы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.

В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.

Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин , Борис Зворыкин, Илья Репин , Александр Бенуа . Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило 6 тысяч видов открыток.

Открыточная лихорадка в дореволюционной России

Дореволюционная пасхальная открытка. Фотография: charmingrussia.ru

Дореволюционная пасхальная открытка. Фотография: drevodelatel.ru

Дореволюционная пасхальная открытка. Фотография: charmingrussia.ru

Дореволюционная пасхальная открытка. Фотография: charmingrussia.ru

В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.

Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, - расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.

Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. Их героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи. Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с

Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов. В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.

Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.



"







Среда, 11 Апреля 2018 г. 09:33 ()

Пасхальные открытки в наши дни совершенно разнообразны. Они яркие, красочные, радостные соответственно дню Христова Воскресенья. Но на фоне всего этого многоцветья глаза неизменно останавливаются на репродукциях старых милых открыток Елизаветы Бём. Такие милые, немного наивные, трогательные. В них есть та чистота и искренность, которой так не хватает порой в наши дни. Открытые письма занимают большую часть наследия талантливой художницы.




Елизавета Меркурьевна Бем (1843-1914) училась в 1857-1864 годах в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге и закончила ее с серебряной медалью. Дарование художницы было разносторонним. Она была признанным мастером силуэтной техники, успешно работала акварелью, занималась иллюстрированием детских книг и журналов, разрабатывала эскизы для изделий из стекла.


Однако едва ли не в первую очередь имя Бем известно благодаря открыткам. Их по ее рисункам вышло более трехсот в разных издательствах. Первым из них, для которого она начала работать, было издательство Общины святой Евгении ; много открыток было выполнено ею для петербургского издательства «Ришар» , а также для парижской фирмы И.С. Лапина .


На пасхальных открытках Елизаветы Бём нет привычных глазу пасхальных сюжетов. Главное персонажи этих открыток — это маленькие крестьянские дети, жанровые сценки из их жизни. Они выполнены с мягким юмором и душевной теплотой и сопровождаются народными пословицами. Как и в случае с другими работами художницы, интересно проследить, какие тексты она включает в свои композиции. В основе нескольких - пасхальное песнопение, стихира праздника: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».


Вторник, 10 Апреля 2018 г. 10:42 ()

В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром. Борис Зворыкин был одним из самых заметных авторов рождественских и пасхальных поздравительных карточек.


Родился 19 сентября (1 октября) 1872 года в Москве. (Выписка из копии метрического свидетельства, которое хранится в личном деле студента Училища живописи, ваяния и зодчества Зворыкина Бориса Васильевича, РГАЛИ, Ф.680 оп.2 д.1165)


"Родители его: отец потомственный почетный гражданин, временно-московский 1-й гильдии купец Василий Васильевич Зворыкин, православный и законная жена его Елизавета Оттовна, лютеранского вероисповедания".


После окончания 3-й московской гимназии в сентябре 1892 года, учился в течение года Московском училище живописи, ваяния и зодчествах. Ещё в юности, он увлёкся русской темой, наиболее гармоничное художественное воплощение, которой было связано с творчеством Елены Поленовой, Виктора Васнецова и Сергея Малютина. Любовь к русской старине, истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре стала тем стержнем, на котором в дальнейшем строилась творческая судьба Зворыкина. В 1921 году эмигрировал в Париж. Борис Васильевич Зворыкин умер в начале 1942 года в оккупированном немцами Париже.






Вторник, 10 Апреля 2018 г. 09:43 ()

последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху родным и знакомым «открытые письма» с поздравлениями. Это были открытки с красочными рисунками, на которых изображались пасхальные яйца, куличи, дети, христосующиеся люди, весенние пейзажи, цветы, птицы, храмы. Пасхальные открытки выпускались в дореволюционной России в большом количестве, они были востребованы, популярны и любимы. Тогда над ними работали лучшие художники и многие из этих открыток представляют собой маленькие полиграфические шедевры.



Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.